О признании действий должностных лиц незаконными.



Судья: Жироухов В.Е. Дело № 33-12454

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Марушко Л.А., Пискуновой М.В., при секретаре Хоциной О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области на решение Волжского районного суда Самарской области от 2.11.2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., возражения представителя ГУФСИН России по Самарской области в лице Сураевой Е.В., действующей по доверенности, и начальника ФБУ ИК-28 Петухова О.Е., заключение прокурора Шуваткина А.В., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к ФБУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области и ГУФСИН России по Самарской области ФСИН России о признании действий должностных лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области, ФБУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области незаконными в части нарушения прав осужденных, предусмотренных ст. 129 УИК РФ, обеспечить отбывание наказания осужденными колонии-поселения под надзором администрации исправительного учреждения, но без охраны, указав, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения условий содержания осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении в ФБУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области.

Проверкой установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ в участке колонии-поселения ФБУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области содержалось 99 осужденных, приговоренных к отбыванию наказания в колонии-поселении, тогда как в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ, в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения.

Ссылаясь на то, что в нарушение п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ, Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области вносились представления об устранении выявленных нарушений, которые устранены не были.

В связи с этим, прокурор просил суд признать вышеуказанные действия должностных лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области, ФБУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области незаконными и обязать должностных лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области, ФБУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области устранить нарушения ст. 129 УИК РФ, обеспечить отбывание наказания осужденными колонии-поселения под надзором администрации исправительного учреждения, но без охраны, указав, что нахождение осужденных под охраной заключается в том, что участок колонии-поселения находится на территории колонии общего режима, и в случае желания осужденного выйти за пределы исправительного учреждения – колонии общего режима, в отношении них сотрудниками учреждения может быть применено оружие.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое прокурор в кассационном представлении считает незаконным и просит отменить.

Проверив материалы дела и обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с положением о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

В соответствии с п. 3 данного Положения одной из основных задач ФСИН России является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний.

В соответствии с положением, утвержденным приказом ФСИН от 31.03.2005 №224 ФГУ ИК-28 является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания

в виде лишения свободы.

Судом установлено, что участок колонии-поселения КП-28 находится на территории ФБУ ИК-28 общего режима, что не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела. (схема л.д.112).

Установлено, что данный изолированный участок колонии поселения на территории колонии общего режима организован в соответствии с п. 64.14 Перечня исправительных колоний, колоний-поселений, лечебно-профилактических учреждений, лечебных исправительных учреждений и воспитательных колоний с видами режима и лимитами их наполнения, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 24.07.2009 года № 226, действующего на данный период.

Поэтому, действия указанных выше органов по содержанию лиц, осужденных к лишению свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении, регламентированы указанным выше приказом и обусловлены целью исполнения уголовного наказания.

В силу ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

В соответствии со ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 129 УИК РФ в колониях-поселениях, осужденные к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества; проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения; имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах.

Судом установлено, что осужденные, содержащиеся на участке колонии-поселения, вход, на территорию которого предусматривает прохождение КПП, имеют соответствующее удостоверение, в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количеств, проживают в специально предназначенных для них общежитиях.

В виду того, что объективных сведений о фактах нарушения прав осужденных, предусмотренных ст. 129 УИК РФ суду не представлено, судом обоснованно доводы прокурора о потенциальной опасности применения в отношении осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселения, оружия, не были приняты во внимание.

Более того, нормой ст. 313 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за побег из места лишения свободы, к которым относится и колония-поселение.

В связи с тем, что действия указанных выше лиц по содержанию осужденных в колонии – поселения определятся необходимостью исполнения наказания, назначенного приговором суда, судебная коллегия полагает, что на момент рассмотрения данного дела отсутствуют соответствующие условия для совершения действий по обеспечению отбывания наказания осужденными данной колонии-поселения под надзором администрации исправительного учреждения, но без охраны и запрещению отбывания наказания осужденными-поселенцами на имеющемся в ИК-28 участке колонии –поселения, в связи с чем, на данный период невозможно провести реальные действия по выполнению заявленных выше требований, при том, что на территории Самарской области находятся две колонии-поселения с надлежащими условиями надзора и без охраны, лимит наполнения которых переполнен.

Более того, перевод данных осужденных в учреждения с превышением лимита наполнения приведет к иным нарушениям прав осужденных, перевод которых в иные учреждения, также не соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия доводы кассационного представления не может принять во внимание в качестве оснований для отмены правильного по существу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 02.11.2010 года оставить без изменения, а кассационное представление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: