о включении в трудовой стаж отдельного периода работы и перерасчете пенсии



Судья: Маркин А.В. гр. дело № 33-12638/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Сорокиной Л.А., Калинниковой О.А.,

при секретаре Хоциной О.А.,

рассмотрев в открытом в судебном заседании дело по кассационной жалобе Антоновой Клавдии Ивановны на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 09 ноября 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Антоновой Клавдии Ивановны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о восстановлении трудового стажа, отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения Антоновой К.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары» по доверенности Яссанс О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Антонова К.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары» и Государственному учреждению «Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области» о включении в трудовой стаж отдельного периода работы и перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований истица указала, что начала свою трудовую деятельность с 1944 года, во время войны, ее общий трудовой стаж более 40 лет. При исполнении 55 лет ей была назначена трудовая пенсия по старости, но работу в период войны не включили. В 1993 году для подтверждения стажа в годы войны в пенсионные органы были представлены протоколы опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ с подтверждением ее работы в колхозе имени <данные изъяты> с 1944 года по 31.10.1946 года. По указанным протоколам в ее стаж был включен период с 01.07.1944 года по 31.10.1946 года, однако период с 01.01.1944 г. по 31.07.1994 г. не включили, ссылаясь на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555. Полагает, что отказ ответчика включить в стаж период работы с 01.01.1944 г. по 31.07.1944 г. является незаконным, так как ею были представлены заверенные на тот период надлежащим образом свидетельские показания с указанием точных дат начала ее работы. Отказ пенсионных органов нарушает ее права, поскольку она недополучила прибавку при валоризации пенсии в начале 2010 года.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истица просила суд обязать ответчиков включить в ее трудовой стаж период работы с 01.01.1944 года по 01.07.1944 год в колхозе им. <данные изъяты> и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости.

Судом постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Антонова К.И. просит отменить решение суда, как незаконное и постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Судом установлено, что в соответствии с законодательством РФ Антонова К.И. получает трудовую пенсию по старости с 1986 года.

Из материалов дела также следует, что решением Управления социальной защиты населения Октябрьского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов, представленных для подтверждения трудового стажа истицы в годы войны, в трудовой стаж Антоновой К.И. был включен период ее работы в колхозе им. <данные изъяты> с 01.07.1944 года по 31.10.1946 года, произведен перерасчет пенсии.

При обращении Антоновой К.И. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары с заявлением по вопросу включения в трудовой стаж периода работы в колхозе им. <данные изъяты> с 01.01.1944 года по 31.07.1944 года, ей было отказано, со ссылкой на то, что в протоколах опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ не указана точная дата начала ее работы, а обозначен только год – 1944, в связи с чем за дату начала работы принято 01.07.1944 года, в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 (л.д.17-18).

Согласно «Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки трудовой стаж устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения стаж работы может быть установлен на основании показаний двух или более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, учреждении, организации.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа осуществляющего пенсионное обеспечение. Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля ( п. 31 Правил).

В случае если в представленном документе о периодах работы указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года (п. 45 Правил).

Аналогичный порядок подсчета страхового стажа предусмотрен п.п. 2.1, 4.6. Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, действовавшего на момент вынесения решения УСЗН Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ №.

Отказывая Антоновой К.И. в удовлетворении иска суд указал, что представителем ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Самары представлен оригинал протокола опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ с указанием о работе истицы в колхозе им. <данные изъяты> с 1944 года по 31.10.1946 года, где имеется подпись Антоновой К.И. При этом, оспаривая свою подпись в протоколе, Антонова К.И. от производства судебной почерковедческой экспертизы отказалась.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что решением УСЗН Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № стаж работы Антоновой К.И. в колхозе им. <данные изъяты> обоснованно установлен на основании протокола опроса свидетелей - с 01.07.1944 года по 31.10.1946 года.

Представленные истицей копии протоколов опроса свидетелей с указанием конкретной даты начала ее работы в колхозе им. Энгельса - с ДД.ММ.ГГГГ года, суд отверг как недопустимое доказательство, поскольку они не соответствуют оригиналу.

С такими выводами суда нельзя согласиться.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 67 ГПК РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Между тем, давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд не учел, что копии протоколов опроса свидетелей Гусарова В.Ф. и Давыдова Н.И., представленные Антоновой К.И. и подтверждающие стаж ее работы в колхозе им. <данные изъяты> с конкретной даты – с ДД.ММ.ГГГГ, не являются копией документов, имеющихся в пенсионном деле, в связи с чем оснований полагать, что они не соответствуют оригиналу не имеется. При этом представленные истицей копии надлежащим образом заверены: содержат подпись заведующей и подлинную печать Отдела социального обеспечения исполкома Октябрьского райсовета народных депутатов г. Куйбышева, являвшегося на тот период органом, осуществлявшим пенсионное обеспечение граждан, то есть исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств.

Содержащиеся в указанных копиях протоколов опроса свидетелей данные о периоде работы Антоновой К.И. во время войны, не противоречат сведениям, имеющимся в материалах пенсионного дела истицы, а лишь уточняют их.

Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, содержащихся в представленных истицей копиях документов, заверенных печатью уполномоченного органа и выданных Антоновой К.И., ответчиками не представлено.

К тому же в документах, представленных Управлением Пенсионного фонда (л.д. 31), в разделе: «считать установленным стаж» имеются неоговоренные исправления в графе «месяцы». Проставленные ранее «10» мес. исправлены на «4» мес., «0» зачеркнут, что подтверждает доводы истицы о том, что первоначально общий стаж ее работы в колхозе им. Энгельса в период войны был установлен 2 года 10 месяцев.

Отказ органов пенсионного фонда засчитать в общий трудовой стаж истицы период ее работы с 01.01.1944 года по 01.07.1944 года нарушает права Антоновой К.И. на установление и получение трудовой пенсии в предусмотренном законодательством размере.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, представление дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает необходимым постановить по делу новое решение об удовлетворении требований Антоновой К.И., не возвращая дело на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 09 ноября 2010 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования Антоновой Клавдии Ивановны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары» и Государственное учреждение «Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области» включить в общий трудовой стаж Антоновой Клавдии Ивановны период ее работы в колхозе им. <данные изъяты> с 01.01.1944 года по 01.07.1944 года и произвести перерасчет пенсии.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна:Судья: