об образовании земельных участков посредством раздела земельного участка



Судья: Сурков В.П. гр.д. № 33-12921/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Ермаковой Е.И.,

Судей: Решетняк М.А., Калинниковой О.А.,

при секретаре Хоциной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Носкова К.М., Борисовых А.В., В.М., Лысенко А.Н, Спириной Н.А., Мнацаканяна В.А., Павлова А.Е., Вечканова В.М., Маркова Г.Н., Иванчика О.Д., Ждановича И.В., Мазурина А.Ю., Павлюк И.В., Н.Н., Катеева М.В. и Смышляевых П.П., И.Д. по доверенности Емельянова Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 октября 2010 года, которым постановлено:

«Иск Носкова К.М., Шнитман Н.Г., А.Я., Борисовых А.В., В.М., Лысенко А.Н, Спириной Н.А., Мнацаканяна В.А., Павлова А.Е., Вечканова В.М., Маркова Г.Н., Иванчика О.Д., Ждановича И.В., Мазурина А.Ю., Павлюк И.В., Н.Н., Катеева М.В. и Смышляевых П.П., И.Д. к Департаменту строительства г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства и ЖКХ Самарской области об образовании земельных участков посредством раздела земельного участка с кадастровым номером № - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Носкова К.М., Борисовых А.В., В.М., Лысенко А.Н, Спириной Н.А., Мнацаканяна В.А., Павлова А.Е., Вечканова В.М., Маркова Г.Н., Иванчика О.Д., Ждановича И.В., Мазурина А.Ю., Павлюк И.В., Н.Н., Катеева М.В. и Смышляевых П.П., И.Д. – Емельянова Д.В. (по доверенностям), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Носков К.М., Шнитман Н.Г. и А.Я., Борисовы А.В. и В.М., Лысенко А.Н, Спирин Н.А., Мнацаканян В.А., Павлов А.Е., Вечканов В.М., Марков Г.Н., Иванчик О.Д., Жданович И.В., Мазурин А.Ю., Павлюк И.В., Н.Н., Катеев М.В. и Смышляевы П.П., И.Д. обратились в суд с иском к Департаменту строительства г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства и ЖКХ Самарской области об образовании земельных участков посредством раздела земельного участка с кадастровым номером №.

В обоснование требований указали, что они являются собственниками 16-ти жилых домов, находящихся по адресу: <адрес>, однако земельные участки, на которых расположены указанные жилые дома в их собственность, аренду не были оформлены после завершения строительства. На период строительства коттеджного поселка, в котором данные жилые дома расположены, земельный участок площадью 63 438 кв.м., для целей, связанных со строительством коттеджей, был сформирован и предоставлен в аренду Департаменту строительства и архитектуры города Самары, который выступал заказчиком строительства. В 2004 году срок аренды закончился и указанный земельный участок был предоставлен Департаменту строительства и архитектуры города Самары в бессрочное пользование на основании Постановлений Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.

Желая реализовать исключительное право на приватизацию земельных участков, занимаемых жилыми домами, они обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с соответствующими заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков, за свой счёт обеспечили в отношении испрашиваемых земельных участков кадастровые работы.

Однако, в проведении кадастрового учёта было отказано на том основании, что в процессе осуществления кадастрового учёта было выявлено пересечение границ с границами земельного участка, ранее поставленного на государственный учёт с номером №.

Существование земельного участка с кадастровым номером № создает препятствие для осуществления права на приватизацию земельных участков, занимаемых принадлежащими им на праве собственности индивидуальными жилыми домами.

Согласно п. 8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Однако, в действительности, орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, не может принять решение о предоставлении земельного участка до тех пор, пока не осуществлен государственный кадастровый учёт земельных участков.

При этом земельный участок с кадастровым номером №, площадью 58 781,1 кв. м был образован ДД.ММ.ГГГГ путём раздела земельного участка с кадастровым номером № на 9 участков.

В свою очередь, земельный участок 63:01:0702003:69, площадью 63 438 кв. м, был ранее образован, сформирован и предоставлен в бессрочное пользование Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самары на основании вышеуказанных Постановлений Главы города Самары.

Считают, что единственным способом образования испрашиваемых земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами, принадлежащими им на праве собственности, могло бы явиться принятие уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об образовании земельных участков путем раздела.

Они неоднократно обращались в Министерство имущественных отношений Самарской области, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.о. Самара, для целей, не связанных со строительством; в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.о. Самара, для целей, связанных со строительством, а также в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, как к правообладателю земельного участка на праве бессрочного пользования.

Однако, из представленных ответов следовало, что ни один из вышеперечисленных органов не считает необходимым принять решение об образовании земельного участка путём раздела.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0702003:615 имеет разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», распоряжение таким участком осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в силу Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара».

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что условием, при котором Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства может рассмотреть вопрос относительно возможности наделения полномочиями по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0702003:615, является согласие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №. При этом оригинал данного письма был ранее отправлен заявителями в качестве приложения к аналогичному заявлению, адресованному Министерству имущественных отношений Самарской области, однако министерство не сочло себя уполномоченным на раздел участка.

Обратившись в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара за выдачей повторного согласия, заявители получили ответ, из которого следовало, что Департамент строительства не считает возможным выдачу согласия, ссылаясь на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № носят временный характер.

Между тем, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара не учтено то обстоятельство, что сведения о данном земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера. Это следует из кадастровой выписки о земельном участке, а также из письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, заявители считают, что отказ носит поверхностный, формальный характер, нарушает их права.

Существование в настоящее время земельного участка №, изначально сформированного с целью строительства комплекса индивидуальных жилых домов малой этажности, не обусловлено данными целями, поскольку, строительство закончено.

Существование, земельного участка в неизменном виде нецелесообразно, и, более того, нарушает их исключительное право на приобретение в собственность за плату земельных участков, предусмотренное ст. 36 Земельного Кодекса РФ.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истцы просили суд образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 58 781,1 кв.м., а также путем образования из земель, находящихся в государственной собственности, следующие земельные участки: 1) земельный участок площадью 481,10 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> линия, жилой комплекс №, секция «А»; 2) земельный участок площадью 608,40 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «Г»; 3) земельный участок площадью 293,50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; 4) земельный участок площадью 453,20 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, <адрес>; 5) земельный участок площадью 320,80 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «В»; 6) земельный участок площадью 380,40 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «Б»; 7) земельный участок площадью 349J40 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «А»; 8) земельный участок площадью 481,30 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «А»; 9) земельный участок площадью 315,5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «Л»; 10) земельный участок площадью 274,3 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой <адрес>; 11) земельный участок площадью 353,50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «М», 12) Земельный участок площадью 375,90 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «Б»; 13) земельный участок площадью 356,70 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, корпус 5; 14) земельный участок площадью 400,00 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «М»; 15) земельный участок площадью 400,90 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, жилой комплекс №, секция «Г»; 16) земельный участок площадью 567,90 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, корпус 1; 17) земельный участок площадью 52 386,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Судом постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе представитель Носкова К.М., Борисовых А.В., В.М., Лысенко А.Н, Спириной Н.А., Мнацаканяна В.А., Павлова А.Е., Вечканова В.М., Маркова Г.Н., Иванчика О.Д., Ждановича И.В., Мазурина А.Ю., Павлюк И.В., Н.Н., Катеева М.В. и Смышляевых П.П., И.Д. по доверенности - Емельянов Д.В. просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками 16-ти жилых домов, находящихся по адресу: <адрес>, однако земельные участки, на которых расположены принадлежащие истцам жилые дома, в их собственность после завершения строительства не оформлены.

Как установлено судом, земельный участок, площадью 63 438 кв. м с кадастровым номером №, на котором расположены данные дома, на период строительства коттеджного поселка, был сформирован для целей, связанных со строительством коттеджей и предоставлен в аренду Департаменту строительства и архитектуры города Самары, который выступал заказчиком строительства.

Постановлением Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № году указанный земельный участок предоставлен Департаменту строительства и архитектуры г. Самары в бессрочное пользование.

Однако, право постоянного бессрочного пользования за Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Установлено также, что в связи с обращениями истцов, Министерством имущественных отношений Самарской области, Департаментом управления имущества г.о. Самара приняты соответствующие распоряжения, на основании которых истцы за свой счёт обеспечили в отношении испрашиваемых земельных участков кадастровые работы.

Некоторые из истцов обратились с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта земельных участков, однако в проведении кадастрового учёта было отказано на том основании, что в процессе осуществления кадастрового учёта было выявлено пересечение границ с границами земельного участка, ранее поставленного на государственный учёт с номером №.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 58 781,1 кв. м был образован ДД.ММ.ГГГГ путём раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 63 438 кв. м на 9 участков.

Из материалов дела также усматривается, что земельный участок № был ранее образован, сформирован и предоставлен в бессрочное пользование Департаменту строительства и архитектуры г. Самары на основании вышеуказанных постановлений Главы г. Самары.

Как установил суд, истцы неоднократно, на протяжении длительного периода времени обращались в Министерство имущественных отношений Самарской области, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.о. Самара, для целей, не связанных со строительством, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.о. Самара, для целей, связанных со строительством, а также в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

Однако из представленных ответов следует, что ни один из вышеперечисленных органов не считает необходимым принять решение об образовании земельных участков путём раздела земельного участка №.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд указал, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ. Суд, в силу закона, в данном случае, не наделён полномочиями по разделу земельного участка.

Действия, бездействие вышеуказанных органов истцы в установленном законом порядке не обжаловали. Законность действий, либо бездействия данных органов, судом не проверялась.

С такими выводами суда нельзя согласиться.

Статья 29 ЗК РФ, на которую сослался суд, регламентирует порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не порядок образования земельных участков.

Порядок же образования земельных участков регламентирован ст. ст. 11.2- 11.9 Земельного Кодекса РФ, на которые суд сослался в решении, но неправильно истолковал их.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Согласно п. 6 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

При этом, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

В силу п. 8 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Однако, указанные положения закона судом оставлены без внимания и оценки, в связи с чем выводы суда о необходимости предварительного обжалования истцами действий (бездействия) ответчиков, нельзя признать правильными.

Указанные обстоятельства, как взаимосвязанные с данным иском, подлежат проверке и оценке судом в рамках заявленных требований.

Ссылки суда на положения п. 4 ст. 24 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений временного характера, внесенных в государственный кадастр недвижимости о земельном участке по истечение двух лет со дня постановки его на учет, если не осуществлена государственная регистрация права на земельный участок, в данном случае, нельзя признать обоснованными, поскольку истцами заявлен спор об образовании земельных участков.

Между тем, по существу заявленных требований дело судом не рассмотрено.

При этом, согласно п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Вместе с тем, действия ответчиков создаются препятствия в реализации истцами предусмотренного законом права на получение земельных участков в собственность в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку недостатки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, предложить истцам уточнить заявленные требования, тщательно проверить и дать оценку имеющимся в деле и вновь представленным сторонами доказательствам, и зависимости от установленного, определить закон, подлежащий применению и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 октября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи:

Копия верна:Судья: