Судья: Щегольков А.С. Гр. дело № 33-13187
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 янаваря 2010г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ермаковой Е.И.
СУДЕЙ: Сокол Т.Б., Акининой О.А.
При секретаре Хоциной О.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя СГООИ «СИЛК», действующего на основании доверенности Спектровой И.А., ОАО «Самаркий кирпич», на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17.08.2010г., которым постановлено:
«: Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Самарскую городскую общественную организацию инвалидов «СИЛК» разработать в установленном порядке и направить в Управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, в котором определить размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим её использования».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителя СГООИ «СИЛК» и ОАО «Самаркий кирпич», действующей на основании доверенностей Спектровой И.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Болурова А.М.,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК» об обязании разработать в установленном порядке и направить в Управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны.
В обосновании требований ссылались на проведенную по поступившему ДД.ММ.ГГГГ обращению группы граждан проверку исполнения Самарской городской общественной организацией инвалидов «СИЛК» требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении производственной деятельности.
Проверкой установлено, что СГООИ «СИЛК» (ИНН <данные изъяты>), расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с Уставом, утверждённым Общим собранием учредителей ДД.ММ.ГГГГ занимается производством строительных материалов.
Промплощадка предприятия находится <данные изъяты>. На площадке располагаются 33 источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 22 организованных и 9 неорганизованных. Основными источниками выбросов в атмосферу являются: котельная с мазутохранилищами, склад извести, склад песка, известеподготовительное, помольное, массозаготовительное, силосное отделения, а также ремонтно-механический участок.
При осуществлении деятельности по производству строительных материалов СГООИ СИЛК» в атмосферный воздух происходит выброс 18 загрязняющих веществ 2, 3 и 4 классов опасности, в том числе: пыль известковая, пыль песка, диоксид азота, диоксид серы, пятиокись ванадия, сажа, оксид углерода, что нарушения действующего федерального законодательства, что является нарушением Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.ст. 16, 30 Федерального Закона от 4 мая 2005 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных веществ обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов деятельности. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
Согласно ст.ст. 11, 20 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Однако до настоящего времени вышеперечисленные требования санитарно-эпидемиологического законодательства СГООИ «СИЛК» не исполнены: проект санитарно-защитной зоны предприятия не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение по нему не получено. Бездействие СГООИ «СИЛК» создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ), нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили обязать Самарскую городскую общественную организацию инвалидов «СИЛК» разработать в установленном порядке и направить в управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, в котором определить размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим её использования.
Судом постановлено изложенное вше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие- либо из них не ссылались.
Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке установлены статьей 362 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что дело рассмотрено судом в отсутствии представителя СГООИ «Силк» и ОАО «Самарский кирпич»., извещались надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Между тем, как следует из кассационной жалобы, представитель СГООИ «Силк» ссылается на те обстоятельства, что в назначенное к рассмотрению время по данному делу находилась в Октябрьском районном суде г. Самары у другого судьи, о чем поставила в известность судью Щеголькова А.С. и секретаря судебного заседания, постоянно интересовалась, начато ли рассмотрение дела, назначенное на 15-00. Однако, как впоследствии узнала, дело рассмотрено в ее отсутствие. Это не позволило суду определить и исследовать обстоятельства, имеющие значение для дела, на которые СГООИ «Силк» в ходе досудебной подготовки дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд постановил решение, в соответствии с которым обязал СГООИ «Силк» разработать проект организации санитарно-защитной зоны предприятия.
Судом установлено, что одно из подразделений СГООИ «СИЛК» (ИНН <данные изъяты>) расположено по адресу: <адрес> и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого Общим собранием учредителей ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Уставу, одним из видов деятельности СГООИ «СИЛК» является производство строительных материалов (п. 3.3. ст. 3 Устава).
В соответствии со ст.ст.16, 30 Федерального Закона от 4 мая 2005 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных веществ обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов деятельности. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
Судом не приняты во внимание и не дана надлежащая оценка доводам ответчика, высказанным в ходе досудебной подготовки о том, что СГООИ «СИЛК» является лишь арендатором территории и производственных мощностей у ОАО «Самарский кирпич», в связи с чем не должен -разрабатывать указанный в исковом заявлении проект.
К тому же, собственник производственных помещений и земельного участка ОАО «Самарский кирпич» ДД.ММ.ГГГГ заключил с ООО Проектное бюро «Ц» договор № на выполнение работ (услуг) разработать проект «Санитарно-защитная зона» в отношении кирпичного завода, расположенного по адресу: <адрес>.
Вывод суда о том, что СГООИ «Силк» является юридическим лицом, обладающим правом разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия, без проверки доводов ответчика и ОАО «Самарский кирпич», настаивающего в кассационной жалобе на том, что единственным юридическим лицом, обладающим правом разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия является ОАО «Самарский кирпич», к тому же в 1999 году произведена разработка проекта санитарно-защитной зоны, выполненная проектно-конструкторской фирмой «А», нельзя признать обоснованным.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует определить обстоятельства, имеющие значение для дела, кто является обязанным лицом, обладающим правом разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия, разработан ли проект, дать надлежащую оценку доводам ответчика и третьего лица, установив, заключен ли договор аренды с СГООИ «Силк» на 2011 год, надлежаще известить стороны и разрешить спор по существу с учетом требований норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ,
Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Федерального суда Октябрьского района г. Самары от 17.08.2010г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ