Судья: Зуморина Л.В. Гр.д. № 33-232
ОПРЕДЕЛЕНИЕ17 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Пинчук С.В. Книстяпиной Н.А.
при секретаре: Хоциной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 ноября 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации городского округа Сызрань Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно -эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении Основной общеобразовательной школе № 32 г.о.Сызрань Самарской области.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно - эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении Основной общеобразовательной школе № 32 г.о.Сызрань Самарской области, провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия по:
обеспечению кабинета информатики спец.мебелью (стульями), в соответствии с требованиями п.9.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
оборудованию кабинетов учебной мебелью в соответствии с п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
оборудованию унитазов в туалете для мальчиков кабинами с дверями без запоров в соответствии с требованиями п.2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
оборудованию питьевого фонтанчика ограничительным кольцом вокруг вертикальной водяной струи в соответствии с требованиями п. 10.4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
оборудованию кабинетов умывальными раковинами в соответствии с требованиями п.2.3.24. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
ремонту прогулочных веранд в соответствии с требованиями п.2.1.12. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»;
- оборудованию медицинского пункта в соответствии с требованиями п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., возражения на кассационную жалобу представителя школы № 32 по доверенности Титова В.С., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Сызрань о признании бездействия в части непринятия мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ ООШ № 32 незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для приведения состояния ОУ ООШ № 32 в соответствии с действующим законодательством в области санитарно – эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указал, что в ОУ ООШ № 32 были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. Учреждение самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на их устранение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в ОУ ООШ № 32 незаконным и обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства а именно:
обеспечить кабинет информатики спец.мебелью (стульями), в соответствии с требованиями п.9.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
оборудовать кабинеты учебной мебелью в соответствии с п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать унитазы в туалете для мальчиков кабинами с дверями без запоров в соответствии с требованиями п.2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать питьевой фонтанчик ограничительным кольцом вокруг вертикальной водяной струи в соответствии с требованиями п. 10.4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
оборудовать кабинеты умывальными раковинами в соответствии с требованиями п.2.3.24. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
произвести ремонт прогулочных веранд в соответствии с требованиями п.2.1.12. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»;
- оборудовать медицинский пункт в соответствии с требованиями п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация г.о. Сызрань просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».
В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка.
Судом установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ ООШ № 32.
Установлено также, что санитарно-эпидемиологическое состояние здания, являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.
Установлено, что финансирование образовательного учреждения осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией г.о. Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
В соответствии с Договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., Департамент науки и образования Самарской области и администрация г.о. Сызрань являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности муниципального образования г. Сызрани.
Согласно Уставу ОУ ООШ № 32 обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся, работников ОУ.
В силу п.п.2.2 Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрации г.о. Сызрань – администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Из материалов дела также следует, что в ОУ ООШ № 32 г.о.Сызрань была проведена проверка соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства, в результате которой были выявлены нарушения, а именно:
обеспечить кабинет информатики спец.мебелью (стульями), в соответствии с требованиями п.9.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
оборудовать кабинеты учебной мебелью в соответствии с п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать унитазы в туалете для мальчиков кабинами с дверями без запоров в соответствии с требованиями п.2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать питьевой фонтанчик ограничительным кольцом вокруг вертикальной водяной струи в соответствии с требованиями п. 10.4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
оборудовать кабинеты умывальными раковинами в соответствии с требованиями п.2.3.24. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
произвести ремонт прогулочных веранд в соответствии с требованиями п.2.1.12. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»;
- оборудовать медицинский пункт в соответствии с требованиями п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани в выданном руководителю ОУ ООШ № 32 Сызрани предписании ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела названные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Сызрань, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия обучения, ухода, присмотра, оздоровления обучающихся и работающего персонала, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и признал бездействие администрации г.о. Сызрань, по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ ООШ № 32 незаконными, и обязал администрацию г.о. Сызрань провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания ОУ в соответствие с действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о том, что финансирование муниципальных учреждений по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности в ОУ № 32, выполнены в полном объёме, несостоятельны, поскольку проверялись судом первой инстанции но не нашли своего подтверждения.
Администрация г.о. Сызрань осуществляет функции собственника имущества, в связи с чем, суд обоснованно возложил на неё обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Сызрань – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: