Об обжаловании бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара, ММУ `Городская поликлиника № 10` в бесплатном обеспечении лекарствами и средствами диагностики



Судья Антонова Е.В. гр. дело № 33 - 195ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего - Шуковой Н.М.

Судей: Салдушкиной С.А., Подольской А.А.

При секретаре: Самодуровой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара, ММУ «Городская поликлиника № 10» на решение Самарского районного суда г. Самары от 23.11.2010 г., которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения и социального развития г. Самары, ММУ «Городская поликлиника № 10» в части несвоевременного и неполного обеспечения заявителя Устиновой О.Е. бесплатно лекарственными средствами и средствами диагностики незаконным.

Обязать Департамент здравоохранения и социального развития г. Самары, ММУ «Городская поликлиника № 10» обеспечить Устинову О.Е. спиртом, иглами к шприц-ручкам, тест-полосками в соответствии со стандартами, установленными законом; обеспечить Устинову О.Е. на весь период инвалидности бесплатными лекарственными средствами и средствами диагностики в соответствии с действующим законодательством».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А.,

объяснения представителя Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара – Бочкаревой Е.Н. (по доверенности), представителя Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области – Блинковой Е.А. (по доверенности), представителя ММУ «Городская поликлиника № 10» - Поповой О.А. (по доверенности), поддержавших доводы своих кассационных жалоб, возражения Устиновой О.Е., а также ее представителя – Туктарова Р.А. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Устинова О.Е. обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения администрации г. Самары, муниципального медицинского учреждения «Городская поликлиника № 10» в бесплатном обеспечении лекарственными средствами и средствами диагностики.

В обоснование заявления Устинова О.Е. указала, что с 2002 года она является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием -инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, состоит на учете в ММУ «Городская поликлиника № 10» г. Самары.

В соответствии с законом она имеет право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения, расходными материалами.

На протяжении периода 2002-2010 г.г. медицинские учреждения не обеспечивают ее лекарствами и средствами диагностики в полном объеме. Лишь в июле 2010 года, после обращения в Министерство здравоохранения и социального развития ей выдали глюкометр и небольшое количество тест-полосок. Отсутствие в достаточном количестве лекарств ставит ее жизнь под угрозу.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Устинова О.Е. просила суд признать незаконным отказ заинтересованных лиц в бесплатном обеспечении инсулином, средствами диагностики (глюкометром и тест-полосками в количестве, установленном медицинскими стандартами) и расходными материалами. Кроме того, заявитель просила суд обязать Департамент здравоохранения администрации г. Самары через подведомственные лечебно-профилактические учреждения обеспечить ее инсулином соответствующего наименования, средствами диагностики и расходными материалами.

В судебном заседании заявитель уточнила свои требования, просила суд признать незаконным бездействие заинтересованных лиц в несвоевременном обеспечении ее лекарствами «Ново-Рапид», тиоктовая кислота таблетированная, иглами для шприц-ручек и спиртом; обязать обеспечить ее бесплатно на ноябрь 2010 года лекарством «Ново-Рапид» - 1 упаковка, тиоктовая кислота таблетированная - 30 таблеток, иглами для шприц-ручек - 150 штук, спиртом - 100 мл; обязать заинтересованных лиц на весь период инвалидности ежемесячно обеспечивать ее бесплатно лекарственными средствами и средствами диагностики, предусмотренными действующим федеральным и областным законодательством.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области просит решение в части признания бездействия Министерства в несвоевременном и неполном обеспечении заявительницы бесплатными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отменить, представители Департамента здравоохранения администрации г.о. Самара и ММУ «Поликлиники № 10» в кассационных жалобах просят решение отменить полностью, поскольку считают его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела усматривается, что Устинова О.Е. является инвалидом второй группы с детства, что подтверждается справкой БМСЭ, кроме того, она страдает инсулинозависимым сахарным диабетом 1 типа, что не оспаривается сторонами и подтверждается выписками из истории болезни.

В силу ст. 6.1. ФЗ РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи.

Согласно ст. 6.2. указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в редакции постановления Правительства РФ от 21.09.2000 года № 707) инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.01.2007 г. № 1 утвержден Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной помощи.

Согласно Перечню указанные граждане должны бесплатно обеспечиваться иглами инсулиновыми, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и шприц-ручками.

В силу п. 8 Порядка обеспечения отдельных категорий жителей Самарской области за счёт средств областного бюджета лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.10.2007 г. № 473 граждане, имеющие, в том числе, право на набор социальных услуг за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами, отсутствующими в Перечнях, утвержденных в установленном порядке Минздравсоцразвития Российской Федерации и/или Росздравнадзором, на основании перечня лекарственных средств, утвержденного Минздравсоцразвития области.

Данные нормативные акты опровергают утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что заявитель имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики только в соответствии с федеральным перечнем.

Согласно Приложению № 1 к изложенному выше Порядку обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения больные сахарным диабетом имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

В соответствии с п. 3.3. Порядка дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 23.03.2005 г. № 95, в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации отсроченного обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, утвержденными распоряжением министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 06.06.2007 г. № 249-р, отпуск лекарственных средств по рецептам отсроченного обслуживания должен осуществляться в течение срока действия рецепта, который для таких рецептов увеличивается в два раза по сравнению с рецептами обычного обслуживания и составляет 2 месяца со дня выписки. Срок действия не увеличивается для рецептов на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, анаболические стероиды и составляет 10 дней.

Из рецептов, выписанных Устиновой О.Е. в июне-октябре 2010 года врачом поликлиники № 10, следует, что в указанный период заявитель бесплатно получала инсулины «Ново-рапид», «Левимир», «Тиогамму», «Тагисту», в июне она получила 50 штук тест-полосок, в июле 2010 года -глюкометр.

Нашел свое подтверждение довод заявителя о том, что лекарственные средства предоставляются ей несвоевременно. Так, лекарственное средство «тиогамма», назначенное врачом 20.07.2010 г. без отсрочки рецепта (амбулаторная карта), заявитель получила только 05.08.2010 г.; «тиогамму», назначенную врачом 12.10.2010 г. с отсрочкой на 1 месяц, заявитель получила после 12.11.2010 г., то есть с нарушением срока отсрочки, что противоречит закону. Кроме того, отсрочка рецепта свидетельствует только о возможности получить лекарственное средство по выданному рецепту в течение периода отсрочки и сама по себе не подтверждает своевременность обеспечения лекарственным средством.

В соответствии со Стандартом медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.09.2007 г. № 582, тесты для определения глюкозы крови к глюкометру должны выделяться в количестве 730 штук в год, инъекционные иглы к шприц-ручкам - 110 штук в год.

Установлено, что в нарушение данных стандартов заявитель в 2010 году получила 30 игл (в ноябре 2010 года) и 150 тест-полосок (в июне и в ноябре 2010 года), что подтверждается анализом рецептов за 2010 год, и никогда не получала спирт (100 г в месяц).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что право Устиновой О.Е. на бесплатное и своевременное обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики, расходными материалами нарушается.

Согласно выпискам из истории болезни, письменным сообщениям ММУ «Городская поликлиника № 10», Устинова О.Е. страдает сахарным диабетом I типа декомпенсированным, заболевание имеет тяжелое течение, диагностируется полинейропатия нижних конечностей, липоидный некробиоз правой голени, гнойно-некротические раны правой голени. Данное обстоятельство подтверждает то, что своевременное и в полном объеме обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики жизненно важно Устиновой О.Е.

В силу п.4 Порядка обеспечения отдельных категорий жителей Самарской области за счет средств областного бюджета лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно организация льготного лекарственного обеспечения осуществляется на основании государственного контракта, заключенного министерством здравоохранения и социального развития Самарской области с уполномоченной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность. Льготное лекарственное обеспечение осуществляется через аптечные учреждения, снабжение которых лекарственными средствами производится уполномоченной организацией на основании заявок, ежемесячно направляемых ЛПУ.

По смыслу вышеуказанной правовой нормы Министерство обязано контролировать своевременность исполнения обязательств стороной, осуществляющей фармацевтическую деятельность в целях исключения несвоевременного предоставления гражданам необходимых лекарственных средств и средств диагностики.

В соответствии с п. 3.3. Положения о Департаменте здравоохранения администрации г.о. Самара, утвержденного Решением Думы г.о. Самара от 25.09.2008 г. № 643, в целях выполнения возложенных задач Департамент контролирует обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории.

Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что осуществление контроля за реализацией лечебными учреждениями, в том числе ММУ «Городская поликлиника № 10», прав граждан на бесплатное и своевременное получение необходимых лекарственных средств и средств диагностики, является обязанностью Департамента здравоохранения и социального развития г. Самары.

Таким образом, с учетом того, что заинтересованные лица свои полномочия исполняли ненадлежащим образом, тем самым нарушая права Устиновой О.Е. на получение медикаментов в необходимых объемах, суд обоснованно удовлетворил заявление в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения и социального развития г. Самары и ММУ «Городская поликлиника № 10» по несвоевременному и неполному обеспечению Устиновой О.Е. бесплатно лекарственными средствами и средствами диагностики.

Поскольку инсулины за ноябрь заявитель получила в полном объеме, в указанной части заявление судом правильно оставлено без удовлетворения.

Доводы кассационных жалоб фактически сводятся к несогласию с выводами суда, а также направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом, которым дана правильная оценка, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

Судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований к его отмене не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения администрации г.о. Самара, ММУ «Городская поликлиника № 10» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: