Судья: Непопалов Г.Г. Гр.д. № 33-527
ОПРЕДЕЛЕНИЕ24 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Пинчук С.В. Сказочкина В.Н.
при секретаре: Хоциной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе западного управления Министерства образования и науки Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2010 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора г.Сызрань в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 21 об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворить в части.
Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации городского округа Сызрань, незаконным и обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, произвести в Общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 21 необходимые организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния общеобразовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:
оборудовать 7 унитазов в двух санитарных узлах кабинами с дверями без запоров, в соответствии с требованиями п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02;
оградить 87 отопительных приборов в помещении общеобразовательного учреждения съемными деревянными решетками в соответствии с п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02.
В остальной части заявление прокурора г.Сызрань в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 21 оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы представителя Западного управления Министерства образования и науки Самарской области по доверенности Титовой Е.В., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя школы по доверенности Титова В.С., возражения на кассационную жалобу представителя администрации г.о. Сызрань по доверенности Артюшина Н.В., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Сызрань о признании бездействия в части непринятия мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ № 21 незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для приведения состояния ОУ СОШ № 21 в соответствии с действующим законодательством в области санитарно – эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указал, что в ОУ СОШ № 21 были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. Учреждение самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на их устранение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил с учетом уточнений, признать бездействие администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в ОУ СОШ № 21 незаконным и обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства а именно:
заменить устаревшую ученическую мебель на ученическую мебель в количестве 405 столов и 690 стульев, соответствующую гигиеническим требованиям п. 2.4.2 таблица 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать столы в кабинете химии подводкой воды и канализации в соответствии с п. 2.4.4 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать кабинеты иностранного языка лингафонными рецептивными установками в количестве 60 штук в соответствии с п. 2.4.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать кабинеты информатики спецстульями в количестве 23 штук
в соответствии с требованиями п. 2.4.6 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях» и п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
оборудовать в двух санитарных узлах унитазы в количестве 7 штук кабинками с дверями без запоров, в соответствии с п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оградить 87 отопительных приборов в помещениях съемными деревянными решетками в соответствии с п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе западное управления Министерства образования и науки Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».
В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка.
Судом установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ № 21.
Установлено также, что санитарно-эпидемиологическое состояние здания, являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.
Установлено, что финансирование образовательного учреждения осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией г.о. Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
В соответствии с Договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., Департамент науки и образования Самарской области и администрация г.о. Сызрань являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности муниципального образования г. Сызрани.
Согласно Уставу ОУ СОШ № 21 обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся, работников ОУ.
В силу п.п.2.2 Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрации г.о. Сызрань – администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Из материалов дела также следует, что в ОУ СОШ № 21 г.о.Сызрань была проведена проверка соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства, в результате которой были выявлены нарушения, для устранения которых необходимо:
заменить устаревшую ученическую мебель на ученическую мебель в количестве 405 столов и 690 стульев, соответствующую гигиеническим требованиям п. 2.4.2 таблица 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать столы в кабинете химии подводкой воды и канализации в соответствии с п. 2.4.4 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать кабинеты иностранного языка лингафонными рецептивными установками в количестве 60 штук в соответствии с п. 2.4.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оборудовать кабинеты информатики спецстульями в количестве 23 штук
в соответствии с требованиями п. 2.4.6 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях» и п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
оборудовать в двух санитарных узлах унитазы в количестве 7 штук кабинками с дверями без запоров, в соответствии с п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях»;
оградить 87 отопительных приборов в помещениях съемными деревянными решетками в соответствии с п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения общеобразовательных учреждениях».
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани в выданном руководителю ОУ СОШ № 21 Сызрани предписании ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела названные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Сызрань, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия обучения, ухода, присмотра, оздоровления обучающихся и работающего персонала, суд обоснованно частично удовлетворил требования прокурора и признал бездействие администрации г.о. Сызрань, по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ № 21 незаконными, и обязал администрацию г.о. Сызрань провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания ОУ в соответствие с действующим законодательством.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Проанализировав приведенные выше положения закона и договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12 ноября 2002 года, суд правильно указал, что в полномочия Администрации г.о. Сызрань, как учредителя муниципальных образовательных учреждений, входит финансирование: содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, проведения их текущего и капитального ремонта, обустройства прилегающих к ним территорий, а также приобретения для учреждений оборудования длительного пользования (технологического кухонного, прачечного и медицинского оборудования; инженерного оборудования, электроподстанции, электрощитовые, распределительные шкафы, тепловые и водяные счетчики, насосное оборудование и др.) необходимого для обслуживания зданий учреждений, т.е. финансирование расходов, непосредственно не связанных с образовательным процессом.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу, что замена устаревшей ученической мебели, оборудование столов в кабинете химии подводкой воды и канализации, оборудование кабинетов иностранного языка лингафонными рецептивными установками и оборудование кабинетов информатики спецстульями, непосредственно связано с осуществлением образовательного процесса и обоснованно отказал в удовлетворении указанных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме, несостоятельны, по приведённым выше мотивам.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу западного управления Министерства образования и науки Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: