Судья Шохина Т.Н. дело № 33-629/2011
О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
26 января 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам самарского областного суда в составе
Председательствующего Лазарева Н.А.
Судей Желтышевой А.И., Марушко Л.А.
При секретаре Самодуровой А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Сергиевский Самарской области на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 06.12.2010 г., которым постановлено:
« Признать положение п. 1 распоряжения № от 06.10.2010 года «О проверках администрации муниципального района Сергиевский» в части допуска органов прокуратуры к проведению проверок после надлежащего уведомления и с разрешения главы муниципального района Сергиевский противоречащим закону и недействующим с момента принятия».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя администрации муниципального района Сергиевский Гришиной И.В., действующей по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение оставить без изменений, судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд с заявлением о признании положения п.1 распоряжения № от 6 октября 2010 года «О проверках администрации муниципального района Сергиевский» в части допуска органов прокуратуры к проведению проверок после надлежащего уведомления и с разрешения главы муниципального района Сергиевский, противоречащим закону и не действующим с момента принятия.
В судебном заседанием помощник прокурора Сергиевского района Самарской области Шарин С.С. заявление поддержал, уточнил в порядке ст.39 ГПК РФ свои требования и пояснил, что распоряжением главы муниципального района Сергиевский № от 06.10.2010 года утвержден порядок взаимодействия администрации муниципального района Сергиевский с контролирующими (надзорными), правоохранительными органами и органами прокуратуры при проведении плановых и внеплановых проверок, предоставлению информации.
Данное распоряжение в указанной выше части противоречит требованиям действующего законодательства – ст. 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 21, 22 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и подлежит изменению.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального района Сергиевский Самарской области просит данное решение отменить, считая его неправильным.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются : неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что распоряжением главы муниципального района Сергиевский № от 06.10.2010 года «О проверках администрации муниципального района Сергиевский» утвержден порядок взаимодействия администрации муниципального района Сергиевский с контролирующими (надзорными), правоохранительными органами и органами прокуратуры при проведении плановых и внеплановых проверок, предоставлению информации.
Пунктом 1 указанного распоряжения предусмотрено, что руководители управлений, комитетов и начальники отделов администрации муниципального района Сергиевский могут допускать контролирующие, надзорные, правоохранительные органы и органы прокуратуры к проведению плановых и внеплановых проверок только после надлежащего уведомления проверяющих органов с последующей его регистрацией в общем отделе администрации района и с разрешения Главы муниципального района Сергиевский.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
В ст. 22 данного ФЗ указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Ст. 6 предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в том числе и предварительное уведомление об их проведении, не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия.
Дав оценку установленным обстоятельствам, нормам права, доводам сторон, суд пришел к правильному выводу, что поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрен предварительный порядок уведомления органами прокуратуры РФ при осуществлении надзорных полномочий каких-либо органов, в том числе и органов местного самоуправления, то установление таких ограничений администрацией муниципального района Сергиевский противоречит требованиям действующего законодательства, препятствует осуществлению органами прокуратуры возложенных на них законом полномочий, и должны быть признаны недействующими с момента принятия.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых фактов и доказательств, а сводятся к возражениям, которые были предметом исследования в суде 1 инстанции, и им дана надлежащая оценка, и соответственно не могут служить основанием к отмене решения суда.
Выводы суда построены на полном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 06.12.2010 г. оставить без изменений, а кассационную жалобу администрации муниципальный район Сергиевский Самарской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи