Выселение без предоставления иного жилого помещения



Судья Сафонова Л.А. дело № 33- 690/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26января 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

Председательствующего Лазарева Н.А.

Судей Желтышевой А.И., Марушко Л.А.

Пи секретаре Самодуровой А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Морозовой Л.В. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 07.12.2010 г., которым постановлено:

« Прекратить право пользования Морозовой Л.В. и Морозовым В.В. квартирой, расположенной <адрес>

Выселить Морозова В.В., Морозову Л.В. из квартиры, расположенной <адрес>

Обязать Морозову Л.В. и Морозова В.В. не препятствовать Жилищному накопительному кооперативу «Жилищный партнер» в пользовании квартирой, расположенной <адрес> и передать комплекты ключей от квартиры.

Обязать УФМС снять с регистрационного учета Морозову Л.В. и Морозова В.В. из квартиры, расположенной <адрес>

Взыскать с Морозовой Л.В. в пользу Жилищного накопительного кооператива «Жилищный партнер» уплаченную государственную пошлину в размере 2.000 рублей.

Обязать Жилищный накопительный кооператив «Жилищный партнер» выплатить Морозовой Л.В. действительную стоимость её пая, как выбывшего члена кооператива, определённую на день окончания 2010 финансового года, не позднее шести месяцев со дня окончания финансового 2010 года (31.12.2010 года), то есть не позднее 30.06.2011 года.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Морозовой Л.В. Вахрушиной Ю.Э., действующей по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ЖНК «Жилищный партнер» Гатаева Р.Я., Утяншановой Н.А., действующей по доверенности, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение оставить без изменений, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Жилищный накопительный кооператив» Жилищный партнер» обратился в суд с иском к Морозовой Л.В. и Морозову В.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета и устранении препятствий в пользовании жилым помещением.

В обоснование заявленных требований ЖНК указал, что является собственником однокомнатной квартиры, расположенной <адрес> на основании договора купли-продажи от 14.07.2005 года, что подтверждает Свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2005 года, серия №

ЖНК был создан в декабре 2004 года. Кооператив является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, на основе добровольного объединения граждан в целях удовлетворения потребностей в жилых помещениях путем объединения паевых взносов, то есть при помощи кооператива можно приобрести жилье в рассрочку. Кооператив действует в соответствии законодательством РФ, Уставом, а так же решениями Общего собрания членов Кооператива и Правления кооператива.

Морозова Л.В. добровольно написала заявление о принятии в члены кооператива 03.06.2005 года. Согласно этому заявлению, при вступлении в кооператив, она получила исчерпывающие разъяснения по всем правам, обязанностям и ответственности; с условиями членства в ЖНК согласна, признает их полностью, обязуется выполнять.

ЖНК приобрел в 2005 году указанную однокомнатную квартиру, которую передал в пользование члену кооператива Морозовой Л.В. (договор № от 11.08.2005 года). В данной квартире была зарегистрирована пайщица Морозова Л.В. и её супруг Морозов Л.В.

После приобретения жилья с пайщиками заключается «Уточненный график платежей». Оплата производится на паевой и членский счета кооператива, открытые в ЗАО «ФИА-Банк». Такой график с Морозовой Л.В. заключен 14.07.2005 года.

Морозова Л.В. не оплачивала членские взносы с января 2006 года по октябрь 2008 года, обязанностей по оплате паевых взносов должным образом систематически не исполняла. Вопрос о неплатежеспособности Морозовой Л.В. рассматривался на заседании правления ЖНК. Морозова Л.В. постоянно утверждала, что скоро у неё появятся деньги. Согласно п. 4 ст. 48 ФЗ РФ «О жилищных накопительных кооперативах» кооператив не может полностью или частично прощать долг, так как это может привести к ухудшению финансовой устойчивости деятельности кооператива.

Согласно п. 1 ст. 34 указанного Закона высшим органом управления кооператива является Общее собрание членов кооператива. Согласно п. 4.2.9 Устава ЖНК решения общего собрания членов кооператива обязательны для исполнения всеми членами кооператива и его органами.

На общем собрании членов ЖНК, проведённом 03.06.2009 года, за систематическое нарушение порядка внесения паевых и иных взносов, неоднократное неисполнение своих обязанностей, пайщиками было принято решение исключить Морозову Л.В. из членов кооператива. Однако между ЖНК и Морозовой Л.В. 16.12.2009 года в Самарском областном суде было заключено мировое соглашение по которому Морозова Л.В. остается в членах кооператива и оплачивает свои взносы. Однако условия Мирового соглашения Морозова Л.В. в течение полугода не выполняла.

Поэтому на Очередном Общем собрании членов кооператива 03.06.2010 года было принято решение повторно исключить Морозову Л.В. из членов кооператива. Однако 24.06.2010 года Морозова Л.В. сама написала заявление об исключении из членов кооператива, со слов Морозовой Л.В. в указанной квартире она длительное время (с начала 2010 года) не проживает, так как поссорилась с мужем и намерена с ним развестись.

ЖНК уведомлял письменно Морозову Л.В. и Морозова В.В. о том, что им необходимо снятся с регистрационного учета из указанной квартиры и освободить её. Однако ответчики продолжают проживать в данной квартире.

Согласно п. 7.9. Положения о порядке оплаты членами ЖНК паевых и иных платежей и предоставления им недвижимого имущества (подписанного Морозовой Л.В.), член ЖНК, исключенный из ЖНК и члены его семьи обязаны в течение четырнадцати дней с момента исключения члена ЖНК освободить занимаемый ими объект недвижимости и (или) решить вопрос своего проживания и регистрации по новому месту жительства (пребывания) самостоятельно.

Договор найма указанной квартиры между ЖНК и Морозовой Л.В., Морозовым В.В. не заключался.

Морозова Л.В. и Морозов В.В. отказываются предоставить доступ в квартиру, удерживают у себя ключи, добровольно не снимаются с регистрационного учета, то есть своими действиями и бездействиями они препятствуют собственнику. В настоящее время в кооперативе находятся в очередности пайщики, претендующие на получение однокомнатной квартиры. Однако, находящуюся в собственности ЖНК, спорную однокомнатную квартиру они не могут передать очереднику. Таким образом, нарушаются права пайщика.

Регистрация и проживание в спорной квартире Морозовой Л.В. и Морозова В.В. нарушают права собственника жилого помещения, предусмотренные ст. 30 ЖК РФ и ст. 288 ГК РФ.

Также в соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании изложенного ЖНК просит суда:

1. Прекратить право пользования Морозовой Л.В. и Морозовым В.В. квартирой, расположенной <адрес>

2. Выселить Морозова В.В., Морозову Л.В. из квартиры, расположенной <адрес>

3. Обязать Морозову Л.В. и Морозова В.В. не препятствовать ЖНК в пользовании указанной квартирой и передать комплекты ключей от квартиры.

4. Обязать УФМС снять с регистрационного учета Морозову Л.В. и Морозова В.В. из квартиры, расположенной <адрес>

5. Взыскать с Морозовой Л.В. и Морозова В.В. в пользу ЖНК возврат государственной пошлины в размере 2.000 рублей с каждого.

В ходе рассмотрения гражданского дела Морозовой Л.В. был заявлен встречный иск к ЖНК о взыскании суммы выплаченного пая.

В обоснование своих требований она указала, что является членом кооператива с 03.06.2005 года. ЖНК для нее приобрёл указанную однокомнатную квартиру. Согласно условиям членства в ЖНК после приобретения жилья для пайщика, с ним подписывается график платежей. В данном графике отражается порядок внесения паевых и членских взносов. 24.06.2010 года она написала заявление об исключении из членов кооператива. При этом, она настаивала, чтобы ей вернули сумму выплаченных паевых взносов.

Согласно ст. 7 п. 11 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» член кооператива имеет право получить при прекращении членства в кооперативе действительную стоимость выплаченного пая.

За весь период членства Морозовой Л.В., ЖНК была выплачена сумма пая в размере 493.662,00 рублей, что подтверждается квитанциями. Первый паевый взнос она произвела 11.07.2005 года. Квартиру кооператив предоставил месяц спустя, а именно 15.08.2005 года. Для расчётов с пайщиками используется формула УДЕ (условная денежная единица). В период с 11.07.2005 года по 15.08.2005 года УДЕ изменилось на 1,141. Таким образом, сумма первоначального взноса подлежит индексации и составляет 423.993,00 рублей х 1,141 = 483.776,00 рублей (увеличилась на 59.783.00 рублей). Соответственно сумма выплаченного пая будет составлять 493.662,00 рублей - 59.783.00 рублей = 553.445,00 рублей. Задолженность Морозовой Л.В. по членским взносам составила 58.920,00 рублей, задолженность по квартплате составляет 28.801,00 рублей. Задолженность по выплате паевого взноса перед Морозовой Л.В. составляет 553.445,00 рублей - 58.920.00 рублей - 28.801,00 рублей = 465.724,00 рублей.

Морозова Л.В. просит взыскать с ЖНК сумму выплаченных паевых взносов в размере 465.724 рублей, а также сумму уплаченной государственной пошлины в размере 7.857,24 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Морозова Л.В. просит данное решение изменить в части отказа ей в исковых требованиях и взыскать с ЖНК испрашиваемую сумму.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются : неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Согласно ст. 8 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»: член кооператива обязан своевременно вносить паевые и иные взносы, соблюдать Устав кооператива, выполнять решения принятые органами кооператива, исполнять обязанности и нести ответственность, не препятствовать осуществлению прав и исполнению обязанностей другими членами кооператива и органами кооператива.

Согласно п. 4 ст. 48 ФЗ РФ «О жилищных накопительных кооперативах» кооператив не может полностью или частично прощать долг, так как это может привести к ухудшению финансовой устойчивости деятельности кооператива.

За систематическое нарушение порядка внесения паевых и иных взносов, неоднократное неисполнение своих обязанностей, предусмотрена ответственность в виде исключения из членов кооператива. Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» под систематическим нарушением порядка внесения паевого и иных взносов признается нарушение сроков внесения взносов или их недоплата более трех раз в течение двенадцати месяцев, даже если каждая просрочка или размер каждой недоплаты незначительны, либо однократная просрочка внесения паевого и иных взносов в течение более чем три месяца.

Согласно п. 1 ст. 34 указанного Закона высшим органом управления кооператива является Общее собрание членов кооператива.

Согласно п. 4.2.9 Устава ЖНК решения общего собрания членов кооператива обязательны для исполнения всеми членами кооператива и его органами.

Судом установлено, что 03.06.2005 г. Морозова Л.В. добровольно написала заявление о принятии в члены ЖНК « Жилищный партнер».

Согласно этому заявлению, при вступлении в кооператив, она получила исчерпывающие разъяснения по всем правам, обязанностям и ответственности; с условиями членства в ЖНК согласна, признает их полностью, обязуется выполнять. ЖНК является собственником однокомнатной квартиры, расположенной <адрес> на основании договора купли-продажи от 14.07.2005 г., которую передал в безвозмездное пользование члену кооператива Морозовой Л.В. на основании договора № от 11.08.2005 года о безвозмездном пользовании объектом недвижимости жилого фонда( ссуды).

В данной квартире была зарегистрирована пайщица Морозова Л.В. и её супруг Морозов Л.В..

После приобретения жилья 14.07.2005 года с Морозовой Л.В. был заключен «Уточненный график платежей», согласно которому оплата производится на паевой и членский счета кооператива, открытые в ЗАО «ФИА-Банк».

Также судом установлено, что на общем собрании членов ЖНК, проведённом 03.06.2009 года, за систематическое нарушение порядка внесения паевых и иных взносов, неоднократное неисполнение своих обязанностей, пайщиками было принято решение исключить Морозову Л.В. из членов кооператива. В последствии между ЖНК и Морозовой Л.В. 16.12.2009 года в Самарском областном суде было заключено мировое соглашение, по которому Морозова Л.В. остается в членах кооператива и оплачивает свои взносы.

Однако условия Мирового соглашения Морозова Л.В. в течение полугода не выполняла.

На очередном общем собрании членов кооператива 03.06.2010 года было принято решение повторно исключить Морозову Л.В. из членов кооператива.

24.06.2010 года Морозова Л.В. сама написала заявление об исключении из членов кооператива.

В этот же день между ЖНК «Жилищный партнер» и Морозовой Л.В. заключено соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования объектом недвижимости.

Договор найма указанной квартиры между ЖНК и Морозовой Л.В., Морозовым В.В. не заключался.

ЖНК уведомлял письменно Морозову Л.В. и Морозова В.В. о необходимости снятся с регистрационного учета из указанной квартиры и освободить её в связи с выходом из членов кооператива.

До настоящего времени они этого не сделали.

Согласно п. 7.9. Положения о порядке оплаты членами ЖНК паевых и иных платежей и предоставления им недвижимого имущества, член ЖНК, исключенный из ЖНК и члены его семьи обязаны в течение четырнадцати дней с момента исключения члена ЖНК освободить занимаемый ими объект недвижимости и (или) решить вопрос своего проживания и регистрации по новому месту жительства (пребывания) самостоятельно.

Согласно ст. 31 ФЗ «О ЖНК» при прекращении членства в кооперативе, за исключением случая внесения членом кооператива паевого взноса в полном размере, член кооператива, которому кооператив передал в пользование жилое помещение, и проживающие совместно с ним лица утрачивают право пользования жилым помещением и обязаны его освободить в течение двух месяцев со дня прекращения членства в кооперативе. В случае отказа освободить жилое помещение член кооператива и проживающие совместно с ним лица подлежат выселению по решению суда без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст.35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что исковые требования ЖНК « Жилищный партнер» подлежат удовлетворению в полном объеме, и обоснованно прекратил право пользования Морозовых указанной квартирой, выселил Морозовых из спорного жилого помещения, обязал их не препятствовать собственнику в пользовании данным имуществом, а также обязал УФМС РФ снять их с регистрационного учета.

В данной части решение суда никем не оспаривается.

Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ «О ЖНК» при прекращении членства в кооперативе по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи (добровольный выход), выбывший член кооператива вправе получить действительную стоимость пая в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и (или) уставом кооператива.

Согласно п. 4 ст.32 ФЗ «О ЖНК», п. 5.11.1 Устава ЖНК «Жилищный партнер», кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива или другим имеющим право на пай лицам действительную стоимость пая в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.

Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» действительная стоимость пая выбывшего члена кооператива определяется на день окончания финансового года, в течение в которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.

В соответствии с п.1 Устава ЖНК действительная стоимость пая - часть стоимости чистых активов кооператива, пропорциональная размеру пая.

Согласно п. 4 ст. 32 ФЗ «О ЖНК» в случае, если выбывшему члену кооператива было передано кооперативом в пользование жилое помещение, выплата действительной стоимости пая осуществляется после освобождения им и проживающими совместно с ним лицами указанного жилого помещения.

Судом установлено, что до настоящего времени спорная квартира Морозовыми не освобождена.

На момент рассмотрения дела финансовый год не окончился, и обязанность по определению действительной стоимости пая, а также по его выплате Морозовой Л.В. у ЖНК еще не возникла.

Расчет, представленный Морозовой Л.В., ЖНК « Жилищный партнер» не признает, как произведенный не по установленным правилам и принципам.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что удовлетворение требований о взыскании с ЖНК конкретной денежной суммы на настоящий момент невозможно и преждевременно, и обоснованно удовлетворил данные требования частично, обязав Жилищный накопительный кооператив «Жилищный партнер» выплатить


Морозовой Любови Викторовне действительную стоимость её пая, как выбывшего члена кооператива, определённую на день окончания 2010 финансового года, не позднее шести месяцев со дня окончания финансового 2010 года (31.12.2010 года), то есть не позднее 30.06.2011 года.

Таковая обязанность ЖНК и не оспаривается.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным мотивам.

Заявленные Морозовой Л.В. требования о взыскании конкретной суммы пая являются преждевременными.

В последующем, в случае несогласия Морозовой Л.В. с определенной ЖНК к выплате суммой пая, она не лишена возможности разрешить данный вопрос в судебном порядке.

Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 07.12.2010 г. оставить без изменений, а кассационную жалобу Морозовой Л.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи