О признании нормативного правового акта незаконным



Судья Шохина Т.Н. Дело № 33-630

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

председательствующего Шуликиной С.М.

судей Пискуновой М.В., Минеевой О.Г.

с участием прокурора Гуляевой Е.С.

при секретаре Мучкаевой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области – Коминой М.В. на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 10 декабря 2010 г., которым постановлено:

«Признать Постановление Главы муниципального района Сергиевский № 1362 от 15.09.10 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский» противоречащим закону и недействующим с момента опубликования.

Обязать Главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете С

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуликиной С.М., объяснения представителя Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области – Коминой М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения,

Судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района Сергиевский № 1362 от 15 сентября 2010 года об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский»; об обязании Главы муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете С

В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что постановлением Главы муниципального района Сергиевский № 1362 от 15.09.10 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский». Данное постановление опубликовано в газете «С № (434) от ДД.ММ.ГГГГ и вступило в действие с момента опубликования.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления, регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", вступившим в законную силу 30.07.10 года.

Согласно ст. ст. 12, 13 ФЗ-2010 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Согласно п.7 ст. 13 ФЗ-2010 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством.

Учитывая, что указанными обстоятельствами нарушены права и свободы неопределенного круга лиц на проведение независимой экспертизы проекта административного регламента, руководствуясь ст. ст. 45, 251-253 ГПК РФ, прокурор просил:

Постановление Главы муниципального района Сергиевский № 1362 от 15.09.10 года об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский» признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования.

Обязать Главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете С

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области с решением суда не согласен, просит его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что постановлением Главы муниципального района Сергиевский № 1362 от 15.09.10 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-

застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский». Постановление опубликовано в газете «С № (434) от ДД.ММ.ГГГГ и вступило в действие с момента опубликования.

Данный акт содержит обязательные правила поведения,
адресованные персонально неопределенному кругу лиц, и рассчитан на многократное
применение, в связи с чем суд правильно установил, что он является нормативным правовым.

Согласно ст. ст. 12, 13 ФЗ-2010 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Согласно п.7 ст. 13 ФЗ-2010 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался.

Суд дал правильную оценку представленным доказательствам, доводам сторон, и правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что при утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский» нарушена процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 отнесено к коррупционным факторам.

Открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг.

Доводы администрации муниципального района Сергиевский о том, что не представляется возможным говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению распоряжений «О присвоении адреса», что окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента; что по результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района Сергиевский №1362 от 15 сентября 2010 года «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача распоряжений «О присвоении адресу» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский», выявлено не было, суд правильно не принял во внимание, поскольку в силу ст. 13 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» размещение проекта административного регламента в сети Интернет является обязательным требованием и возможность проведения независимой экспертизы установлена для любого проекта административного регламента.

При таких обстоятельствах, поскольку при утверждении проекта указанного выше административного регламента предоставления муниципальной услуги нарушена процедура принятия этого нормативного акта, суд правомерно удовлетворил требований прокурора и признал Постановление Главы муниципального района Сергиевский № 1362 от 15.09.10 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «О присвоении адреса» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский» противоречащим закону и недействующим с момента опубликования, а также обязал Главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете С

Доводы жалобы о том, что от гражданин либо организаций до настоящего времени не поступали заявления (обращения) о необходимости изменить, дополнить или отменить указанный нормативны правовой акт, несостоятельны, поскольку в силу ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части, что и сделал прокурор Сергиевского района Самарской области, обратившись в суд с данным заявлением..

Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд дал им правовую оценку с изложением соответствующих мотивов, с которыми судебная коллегия согласна.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи