О признании действий незаконными.



Судья:Занкина Е.П. гр.дело № 33-87/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,

судей – Гороховика А.С., Калинниковой О.А.,

с участием прокурора Фомичевой М.С.,

при секретаре – Мучкаевой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 октября 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений, отраженных в представлениях прокуратуры Самарской области от 04.02.2010, 05.02.2010 за исх. №№ №, №, обязании устранить допущенные нарушения - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., заключение прокурора отдела прокуратуры Самарской области Фомичевой М.С., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, муниципального образования г.о. Самара о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений, отраженных в представлениях прокуратуры Самарской области.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Самарской области было проверено исполнение в Министерстве имущественных отношений Самарской области требований земельного, лесного, градостроительного законодательства. В ходе проверки были установлены нарушения норм законодательства, в связи с чем 04.02.2010 года и 05.02.2010 года министру имущественных отношений Самарской области вносились представления. В представлениях ставился вопрос о необходимости принятия Министерством имущественных отношений решений о предоставлении земельных участков, расположенных в границах территориальных зон, назначение которых не предполагает возможности расположении в них лесных участков. Из ответов на акты прокурорского реагирования следует, что допущенные нарушения министерством не устранены.

Ссылаясь на то, что действиями Министерства имущественных отношений Самарской области нарушаются права неопределенного круга лиц на предоставление земельных участков, муниципального образования - городского округа Самара на принятие решений по утверждению схем земельных участков, прокурор Самарской области просил суд признать незаконными действия министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений, отраженных в представлениях прокуратуры Самарской области от 04.02.2010г., 05.02.2010г. и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационном представлении прокурор Самарской области просит решение отменить, считает его неправильным, и вынести новое решение, удовлетворив заявление.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.ст.254, 255 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и постановлению Правительства Самарской области от 13.06.06 №67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 указанного кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст.91 Лесного кодекса, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34.

Из материалов дела видно, что 04.02.10г. и 05.02.10г., по результатам проверки заявлений граждан и юридических лиц о неправомерных действиях Министерства имущественных отношений Самарской области в сфере предоставления земельных участков, прокуратурой Самарской области министру имущественных отношений Самарской области внесены представления об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы распоряжения земельными участками. Из представлений следует, что, по мнению прокуратуры, земельные участки, расположенные в Самарском лесничестве (в т.ч. в 11 квартале) не входят в состав лесного фонда и подлежат предоставлению на общих основаниях. Непринятие министерством имущественных отношений решений о предоставлении земельных участков лишает законного права заявителей на собственность (л.д. 67-71,81-83).

Проверяя доводы заявителя, суд установил, что в соответствии с п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74, министерством имущественных отношений направлены запросы для сбора дополнительной информации об испрашиваемых земельных участках в министерство природных ресурсов с просьбой сообщить, относятся ли указанные земельные участки к лесным участкам земель населенных пунктов. На данное обращение в министерство поступили ответы министерства природных ресурсов, согласно которым испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда. На этом основании, министерство отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков и вернуло заявителям пакеты документов с приложением копии писем министерства природных ресурсов.

При таких обстоятельствах, анализируя положения п.2 ст.3, п.2 ст.6., п.п.1,6 ст.11 Лесного кодекса во взаимосвязи с п.3 ст.3, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, суд правомерно признал обоснованной позицию министерства имущественных отношений Самарской области о том, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Также ст.28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного их оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.

Суд правильно не принял во внимание доводы прокуратуры Самарской области о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области может принять решение о предоставлении земельного участка, не направляя запрос в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды о наличии лесов на испрашиваемом земельном участке, согласившись с возражениями в этой части представителя Министерства имущественных отношений. Так, Правила застройки и землепользования в г. Самаре утверждены постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. №61, т.е. есть до принятия в 2004 году нового Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», Правила застройки действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу.

Часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Правовое значение градостроительного регламента состоит в определении правового режима земельных участков в полном объеме, что обеспечивается установлением в содержании градостроительного регламента помимо видов разрешенного использования недвижимости также предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничений использования недвижимости. Однако градостроительные регламенты, установленные Правилами застройки 2001 года, не содержат иных компонентов содержания градострои­тельных регламентов, установленных Градостроительным кодексом - предельных размеров земельных участков и ограничений использования недвижимости, установленных в соответствии с законодательством РФ, в градостроительных регламентах Правил застройки. Кроме того, параметры разрешенного строительства определены только в отношении жилых зон. Тем самым Правила застройки 2001 года определяют правовой режим земель в границах лишь в определенной части, но не в полном объеме как предписано Градостроительным кодексом.

Таким образом, суд обоснованно указал, что избрание министерством в качестве приоритета при распоряжении лесными участками Правил застройки 2001 года, как предписывается представлением прокурора от 04.02.2010г., создаст условия для нарушения действующего законодательства при распоряжении лесными участками.

Также суд правильно не принял во внимание доводы прокурора о ненадлежащем исполнении должностными лицами министерства своих полномочий, об отсутствии ведомственного контроля, в связи с непринятием мер по принудительному исполнению постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-15555 2008. Как следует из постановления апелляционного суда от 10.03.2009г., суд не обязывал Министерство имущественных отношений совершить те или иные действия. Исполнение постановления суда возлагается на департамент лесного хозяйства (л.д.8-18).

Кроме того, суд правомерно отметил, что на представления прокуратуры Самарской области Министерством имущественных отношений Самарской области даны мотивированные ответы (л.д.72-80, 84-89). Заявления граждан и коммерческих организаций министерством также были рассмотрены, в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано (л.д.37-66).

При указанных обстоятельствах суд обоснованно, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ отказал прокурору Самарской области в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений, отраженных в представлениях прокуратуры Самарской области от 04.02.2010г., от 05.02.2010г. за исх. №№№, №, обязании устранить допущенные нарушения, поскольку действия министерства совершены в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах полномочий органа государственной власти, основаны на сведениях об имущественно-правовом режиме спорных земельных участков, нарушений прав и свобод граждан не установлено.

Доводы прокурора Самарской области в кассационном представлении о том, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, приводит к нарушению прав неопределенного круга физических и юридических лиц, и муниципального образования – городского округа Самара, и ссылки в представлении на незаконность действий Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений, отраженных в представлениях прокурора, т.е. по не принятию действий по распоряжению земельными участками в Самарском лесничестве, что, по мнению прокурора, свидетельствуют о злоупотреблении предоставленным законом правом, являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом, Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Кроме того, доводы кассационного представления повторяют доводы и обстоятельства, которые изложены в заявлении прокурора, поданном в суд, и которые были предметом судебного исследования и оценки суда, которая является правильной.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационное представление не содержит аргументов, опровергающих правильность выводов суда.

С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: