О признании бездействия органа местного самоуправления



Судья Бойко В.Б.

33-953

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 февраля 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

председательствующего – Николаевой Н.М.

судей Ефремовой Л.Н. и Сокол Т.Б.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 15.12.2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа №№ г.о. Самара незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение школу №№, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ школе №№ г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров;

-восстановлению ограждения по периметру территории школы;

-ремонту твердого покрытия территории школы;

-приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся.

-ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками;

-проведению капитального ремонта здания школы».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Николаевой Н.М., объяснения представителя МОУ ООШ № № Аборневой Л.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы Администрации г.о. Самара, заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд в интересах учащихся МОУ СОШ № и неопределенного круга лиц с иском к органу местного самоуправления г.о. Самара - Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению школа №, о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Кировского района проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ основная общеобразовательная школа № по адресу <адрес>.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении произошло обрушение деревянных перекрытий второго этажа.

С ДД.ММ.ГГГГ обучение учащихся приостановлено, Администрацией школы направлено письмо в Департамент образования с просьбой решить вопрос о проведении обследования несущих конструкций здания специализированной организацией и последующим проведением капитального ремонта. На момент проверки экспертиза несущих конструкций здания школы № не проведена, ремонтные работы не начаты.

Проверкой также были выявлены нарушения санитарного законодательства согласно предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № №, а именно: санитарные узлы для учащихся не оборудованы кабинами с дверями без запоров; не восстановлено ограждение по периметру территории школы; не отремонтировано твердое покрытие территории школы; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся.

Кроме того, до настоящего времени из предписания Роспотребнадзора №№ от ДД.ММ.ГГГГ не устранены нарушения санитарного законодательства - отопительные приборы в учебных кабинетах не ограждены съемными деревянными решетками.

Администрацией образовательного учреждения неоднократно писались письма в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой выделить финансовые средства на капитальный ремонт здания и устранения предписания Роспотребнадзора.

Однако данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы.

На сегодняшний день несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в помещении МОУ школы № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности для находящихся в нем несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Самостоятельно МОУ школа № в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.

Учредителем образовательного учреждения по его Уставу является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управлением имущества городского округа Самара (п. № Устава школы №).

Однако Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет.

В соответствии со ст.№ Устава г.о. Самара к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара.

Пунктом № Устава школы № Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью (п.№).

Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных учреждениях.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования, просил суд признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о.Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа № г.о. Самара незаконным. Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение школу №, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ школе № г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: -оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров; -восстановлению ограждения по периметру территории школы; -ремонту твердого покрытия территории школы; -приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся; -ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками; -проведению капитального ремонта здания школы (л.д. 87-89, 151 об.).

Судом постановлено вышеизложенное решение, которое в кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, представителя Администрации г.о. Самара, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Из материалов дела усматривается, что Прокуратурой Кировского района в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ основная общеобразовательная школа №, в ходе которой выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении произошло обрушение деревянных перекрытий второго этажа.

С ДД.ММ.ГГГГ обучение учащихся в данной школе приостановлено.

Проверкой также были выявлены нарушения санитарного законодательства согласно предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № №. а именно: санитарные узлы для учащихся не оборудованы кабинами с дверями запоров; не восстановлено ограждение по периметру территории школы; не отремонтировано твердое покрытие территории школы; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся.

Кроме того, до настоящего времени не устранены нарушения санитарного законодательства: отопительные приборы в учебных кабинетах не ограждены съемными деревянными решетками.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. № Устава г.о. Самара к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара.

Установлено, что Администрацией образовательного учреждения и управлением образования Кировского и <данные изъяты> районов неоднократно направлялись письма в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой провести обследование здания школы в связи с его ветхим состоянием и выделить финансовые средства на капитальный ремонт здания и устранения предписания Роспотребнадзора.

Однако, данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создаёт угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также угрозу возникновения распространения заболеваний.

Судом также установлено, что учредителем образовательного учреждения по его Уставу является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (п. № Устава школы №).

Однако Администрация г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара контроль за состоянием муниципального имущества переданного в оперативное управление школе и финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляли.

Кроме того, п. № Устава школы № Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью.

Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара, Департаментом образования г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не было организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных учреждениях. Неисполнение Администрацией городского округа Самара возложенных законом на нее как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не осуществлялся надлежащий контроль за сохранностью муниципального имущества, что в целом привело к обрушению перекрытий здания.

Согласно ст.2 ФЗ РФ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Судом установлено, что в настоящее время в школе проведены обследования конструкций здания, начат ремонт школы, частично выполнены некоторые пункты предписания Роспотребнадзора по Самарской области, однако требования санитарного законодательства в МОУ школе № не устранены в полном объеме.

При таких обстоятельствах, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу признав бездействия органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара, а также Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школе № г.о. Самара незаконными, и обоснованно возложил обязанности на Администрацию г.о. Самара и МОУ школа № по устранению указанных выше нарушений.

В связи с вышеизложенным, доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самары несостоятельны, поскольку все обстоятельства, имеющие юридическое значения для правильного разрешения данного дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка, спор разрешен в соответствии с нормами материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г. Самары от 15.12.2010 г.- оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: