Об отказе в назначении досрочной пенсии



Судья: Левина С.А. гр.дело № 33-523

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.

судей: Салдушкиной С.А., Книстяпиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шикановой С.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Шикановой С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о понуждении включить Шикановой С.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицам, проработавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, период работы с 25.10.1994г. по 31.12.2009г., включить в страховой стаж периоды работы с 12.04.1984г. по 15.05.1984г., с 01.01.2010г. по 16.08.2010г., назначить пенсию с момента подачи заявления - оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., судебная коллегия

Установила:

Шиканова С.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г.г.Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о включении в стаж периода работы, указав, что с 1977 года по 1994 год она работала на разных предприятиях г.Октябрьска. С 1994 года по настоящее время она осуществляет трудовую деятельность в Октябрьской Дистанции пути - структурном подразделении Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД». В августе 2010 года у неё возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии, и она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Сызрани с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако ей было отказано в её начислении на том основании, что у неё нет достаточного специального стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, проработавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, не включен период работы с 25.10.1994 г. по 31.12.2009 г. в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской Дистанции пути -структурное подразделение Куйбышевской железной дороги- Филиал ОАО «РЖД». Указанный период не засчитан ей в стаж на соответствующих видах работ, поскольку должность не предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение. Кроме того, особые условия труда не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Период работы с 17.11.1976г по 15.05.1984 г. в должности ученика лаборанта химического анализа на Ирбитском стекольном заводе не включен в страховой стаж, поскольку печать организации в трудовой книжке не читается.

Период работы с 01.01.2010 г. по 16.08.2010 г. в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской Дистанции пути - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» не включен в страховой стаж, поскольку факт её работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Ссылаясь на то, что в указанные периоды она была занята полный рабочий день на вредной работе, трудилась в условиях повышенной опасности (в связи с выходом на железнодорожные пути), при плохой погоде, также её работа связана с подъемом и перемещением тяжестей, просила суд включить в страховой стаж вышеуказанные периоды работы и назначить ей пенсию с момента обращения в УПФ РФ г.Сызрани.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Шиканова С.В. просит данное решение отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам- по достижении возраста 55, женщинам-по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и митрополитене и имеющим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из материалов дела следует, что 16.08.2010г. Шиканова С.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по п.п.5 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 48 от 31.08.2010 г. в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием достаточного стажа на соответствующих видах работ.

При этом данным решением период работы с 25.10.1994г. по 31.12.2009г. в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской Дистанции пути - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» не засчитан в стаж на соответствующих видах работ.

Кроме этого, период с 01.01.2010г. по 16.08.2010г. в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской Дистанции пути - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» и период работы: с 12.04.1984г. по 15.05.1984г. в должности ученика лаборанта химического анализа на Ирбитском стекольном заводе не включены в страховой стаж.

Проверяя доводы заявителя о необоснованном отказе включить в стаж на соответствующих видах работ период работы с 25.10.1994г. по 31.12.2009г. суд обоснованно применял нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии.

Судом установлено, что Шиканова С.В. в период с 25.10.1994г. по 31.12.2009г. работала в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской Дистанции пути - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД».

Суд правильно исходил из того, что указанный период не подлежит включению в стаж работы, дающий право назначение досрочной пенсии в соответствии с п.п.5 п.1. ст.27 ФЗ-173, поскольку Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «Д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992г., должность обходчика пути и искусственных сооружений не предусмотрена.

Кроме того, судом правильно не принято во внимание разъяснение Министерства труда и занятости населения РФ от 11.06.1992г. № 5в «О порядке применения списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «Д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому рабочим, профессии которых включены в указанный список, в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях включаются также периоды работы, когда их профессии имели другие наименования, согласно Приложению, поскольку оно может быть применимо к работникам, начавшим свою трудовую деятельность в должности обходчика пути до 1992 года.

Из приложения к данному Разъяснению следует, что профессия «монтёры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов» по ранее действовавшим тарифно-квалификационным справочникам именовалась «Обходчики по осмотру обвальных участков, обходчики по осмотру рельсов и скреплений, путевые обходчики пути и искусственных сооружений, занимавшиеся обходами пути и искусственных сооружений на участках с интенсивных движением поездов магистральных железных дорог, на которых путевые обходы были упразднены».

Однако, судом правильно указано, что на Шиканову С.В. его действие не распространяется, поскольку в должности обходчика пути и искусственных сооружений она стала работать с 25.10.1994г.

При таких обстоятельствах суд правильно отказал Шикановой С.В. в удовлетворении требований о включении спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Признавая отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от 31.08.2010г о включении в страховой стаж Шикановой С.В. периодов работы, законным и обоснованным, суд исходил из того, что Шикановой С.В. обоснованно отказано во включении в страховой стаж периодов работы с 12.04.1984г. по 15.05.1984г. в должности ученика лаборанта химического анализа на Ирбитском стекольном заводе, поскольку печать об увольнении в трудовой книжке не читается, и была нарушена инструкция «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утверждённой постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. № 162, действовавшая на момент ее трудоустройства.

Однако, указанные выводы суда нельзя признать правильными.

Согласно архивной справке № от 02.09.2010г Шиканова С.В. 12.04.1984г. принята на работу в Ирбитский стекольный завод» в центрально-заводскую лабораторию учеником лаборанта химического анализа, и 15.05.1984г. была уволена с указанной должности по собственному желанию на основании ст. 31 КЗоТ РСФСР.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периодов работы с 01.01.2010г. по 16.08.2010г. в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской Дистанции пути - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД», суд исходил из того, что в нарушение п.4 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002г. № факт работы не подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.

Между тем, с указанными выводами суда согласиться нельзя.

В силу п.2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя.

Согласно п.2 ст. 13 указанного Федерального закона страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В связи с чем, на застрахованное лицо не может быть возложен риск исполнения либо неисполнения страхователем своей обязанности, возложенной на него Федеральным законом по перечислению страховщику страховых сумм.

Таким образом, отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исключает возможность включения спорного периода в страховой стаж.

При наличии указанных обстоятельств, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периодов работы с 12.04.1984г. по 15.05.1984г., с 01.01.2010г. по 16.08.2010г. подлежит отмене.

Поскольку при вынесении решения судом допущены нарушения в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Шикановой С.В. в этой части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361- 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2010 года в части отказа в удовлетворении требований Шикановой С.В. о включении в страховой стаж периодов работы с 12.04.1984г. по 15.05.1984г., с 01.01.2010г. по 16.08.2010г. отменить.

Постановить новое решение, которым удовлетворить исковые требования Шикановой С.В. о включении в страховой стаж периодов работы с 12.04.1984г. по 15.05.1984г. в должности ученика химического анализа на Ирбитском стекольном заводе, с 01.01.2010г. по 16.08.2010г. в должности обходчика пути и искусственных сооружений в Октябрьской дистанции пути-структурное подразделение Куйбышевской железной дороги-филиал ОАО «РЖД».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Шикановой С.В. без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: