О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке (хронические заболевания).



Судья: Сериков В.А. Дело № 33-981/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Захарова С.В. и Гороховик А.С.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 07.12. 2010 г., которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Тужилиной С.А. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности истца жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., объяснения Тужилиной С.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Тужилина С.А. обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование иска указала, что ее семья состоит из двух человек: она и ее сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Ее сын страдает тяжелым психическим заболеванием, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г., что является основанием для получения жилья во внеочередном порядке. Истица и ее несовершеннолетний сын проживают в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кроме них в квартире проживают еще четыре человека. Другого жилья они не имеют. Ее семья с составом два человека принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ истица включена в очередь на внеочередное получение жилья в связи с заболеванием сына, однако до сих пор их семья жильем не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Тужилина С.А. просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение на состав семьи два человека по установленным нормам.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Частью 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что семья Тужилиной С.А. состоит из двух человек: она и ее сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

ФИО7 страдает тяжелым психическим заболеванием, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г. Указанное обстоятельство подтверждается справкой ВК ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается ответчиком.

Установлено, что Тужилина С.А. и ее несовершеннолетний сын проживают в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме них в квартире проживают еще четыре человека. Другого жилья они не имеют.

Тужилина С.А. с сыном приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ включены в очередь на внеочередное получение жилья в связи с заболеванием ФИО7

Ответчик не оспаривает, что истец с составом семьи два человека состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории.

Данные доводы судом обоснованно не приняты во внимание.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Положения указанной нормы закона разъяснены в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.

Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» обоснованно не принята судом во внимание.

Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Тужилиной С.А. в полном объеме.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

Другие доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 07.12..2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: