Лицо, пользовавшееся социальными гарантиями, ранее установленными законом, не может быть лишено этих гарантий



Судья: Антонова Е.В. гр. дело № 33-880О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Филатовой Г. В.

судей - Сказочкина В. Н., Книстяпиной Н. А.

при секретаре - Самодуровой А. И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Галановой М.Ю. и Управления Федеральной службы безопасности России по Самарской области на решение Самарского районного суда г.Самара от 15 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Иск Галановой М.Ю. к Управлению ФСБ по Самарской области об установлении ежемесячной денежной выплате и перерасчете удовлетворить частично.

Обязать Управление ФСБ по Самарской области назначить Галановой М.Ю. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 16 декабря 2010 года; произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат с учетом индексации, установленной для участников Великой Отечественной войны с 4 апреля 2007 года по 15 декабря 2010 года.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения представителя Управления Федеральной службы безопасности по Самарской области по доверенности Ананьевой Н.А., объяснения Галановой М.Ю. и ее представителя Сидоренко С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Галанова М.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению ФСБ по Самарской области о признании права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе боевых действий в Чечне погиб ее сын ФИО1 - прапорщик ФСБ РФ по Самарской области.

Ей было выдано удостоверение, предоставлявшее льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

С указанного времени она пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».

С принятием 22.08.2004г. Федерального Закона № 122 ранее представляемые льготы были заменены ежемесячной денежной выплатой. При этом размер этих выплат был установлен по категории «член семьи погибшего военнослужащего».

Полагая, что эти выплаты должны производиться в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, Галанова М.Ю. обратилась в суд с данным иском.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Галанова М.Ю. просит изменить дату перерасчета ежемесячной денежной выплаты.

В кассационной жалобе Управления Федеральной службы безопасности России по Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, считает его правильным.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей в Чечне погиб прапорщик ФСБ РФ по Самарской области ФИО1 - сын истицы.

С 2002 года истица пользовалась льготами, установленными Законом СССР от 01.08.1989г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», что подтверждается копией выданного ей удостоверения.

В соответствии со ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Принятый 12.01.1995г. Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (ст. 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст. 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ст. 44).

При этом истице размер этих выплат был установлен по категории «член семьи погибшего военнослужащего».

Признавая за Галановой М.Ю. право на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, суд исходил из того, что, распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.

Признание пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, утратившего силу в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались ранее с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, то обстоятельство, что ФИО1 погиб после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает его мать прав на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих согласно Закону СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», поскольку до введения в действие указанного Закона она пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны.

Согласно преамбуле ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, этот закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, с принятием которого система социальных мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателем натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) и п. 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в их взаимосвязи не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан, подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что истице, ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», установленных для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

С учетом изложенного суд правильно и обоснованно удовлетворил исковые требования Галановой М.Ю. и обязал Управления Федеральной службы безопасности России по Самарской области назначить ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 16.12.2010г., а также произвести перерасчет этих выплат с учетом индексации с 04.04.2007г.

Доводы Галановой М.Ю. в кассационной жалобе о том, что перерасчет должен быть произведен с 01.01.2005г. – не состоятелен, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.04.2007г. № 331-О-П, право истицы на получение ежемесячных денежных выплат в размерах, установленных для участников Великой Отечественной войны, возможно с момента вынесения данного определения, то есть с 04.04.2007г.

Доводы Управления Федеральной службы безопасности России по Самарской области в кассационной жалобе об отсутствии у истицы прав на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г.Самара от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Галановой М.Ю. и Управления Федеральной службы безопасности России по Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: