По заявлению об обжаловании бездействия ГУФСИН России по Самарской области



Судья: Кривицкая О.Г. гр.д. № 33-1135

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«07» февраля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.

судей: Книстяпиной Н.А., Сказочкина В.Н.

при секретаре: Самодуровой А.И.

с участием: прокурора – Хуснутдиновой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУФСИН России по Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 16 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Заявление Прокурора Самарской области об обжаловании бездействия ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований ст. 24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ № 189 от 14.10.2005, п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.

Обязать ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя ГУФСИН России по Самарской области – Сураевой Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области, указав, что Приказом Министра юстиции РФ № от 13.10.05 г. на свободных площадях учреждения УР-№ создан следственный изолятор № 5 с условным наименованием ИЗ-63/5 и установлен лимит наполнения 164 места.

В ходе неоднократных проверок прокуратуры области ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области были выявлены нарушения правовых норм в части оборудования в указанном учреждении медицинской части для оказания необходимой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым. По данному факту начальнику ГУФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако действенных мер по их устранению до настоящего времени не принято.

Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушение действующего законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан имеет место, так как в штатном расписании ФБУ ИЗ-63/5 не предусмотрена медицинская служба. Медицинское обеспечение ФБУ ИЗ-63/5 осуществляется медико-санитарной частью ФБУ ИК-№, которая имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Вместе с тем, штат медсанчасти ФБУ ИК-№ укомплектован на 78 %. Указанная штатная численность и состав сотрудников медицинской части ФБУ ИК-№ не соответствует требованиям Приказа № 154 даже без учета потребностей ФБУ ИЗ-63/5. Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Самарской области не имеет возможности ввести в штатное расписание МСЧ ИК-29 дополнительные ставки медицинских работников.

Приказами начальника ГУФСИН России по Самарской области «Об организационно-штатных вопросах» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено штатное расписание ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области, вместе с тем в нарушение п.п. 1.5, 2.5 Приказа №, п. 129 ПВР СИ медицинская часть в СИЗО не создана, медицинские сотрудники в штат учреждение не зачислены.

Ссылаясь на то, что бездействие начальника ГУФСИН России по Самарской области в части организации МСЧ в ФБУ ИЗ-63/5 нарушает законные права лиц, содержащихся под стражей в указанном учреждении, на оказание им необходимой и квалифицированной медицинской помощи, допускаемые нарушения начальником ГУФСИН России по Самарской области до настоящего времени не устранены, прокурор Самарской области просил признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области по не выполнению требований ст.24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.95 г.«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ № 189 от 14.10.05 г., п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.05 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, обязать ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ГУФСИН России по Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены из права и свободы.

В силу п.п.2.4 и 3.11 Положения о ГУФСИН России по Самарской области, утвержденного приказом ФСИН России от 15.03.05 г. № 113, основными функциями и задачами администрации СИЗО является обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством РФ.

Согласно ст.24 Федерального закона № 103-Ф3 от 15.07.95 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан, администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ.

В соответствии с п.126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ №189 от 14.10.05 г., а также п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.05 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в следственных изоляторах организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением следственного изолятора.

Согласно ст.ст.12, 29 № 5487-1 от 22.07.93 г. «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», в государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Лица, заключенные под стражу, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В силу п.п.14-17 Приказа № 640/190, основными принципами и задачами деятельности медицинской части следственного изолятора является гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в СИЗО; оказание неотложной медицинской помощи; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.

Амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении. В состав амбулатории входят кабинеты начальника медицинской части, врачебного приема (терапевта, фтизиатра, психиатра, психиатра-нарколога, стоматолога и другие кабинеты), доврачебного приема (фельдшера, медсестры), физиотерапевтический, процедурный, вспомогательные диагностические, в т.ч. функциональной диагностики, рентгенологический, флюорографический. В амбулатории выделяются и оборудуются помещения для лаборатории, перевязочных, для хранения лекарств, для ожидания приема.

Согласно п. 1.1 Приказа Директора ФСИН России № 154 от 17.03.08 г. «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний», в медицинских частях (здравпунктах) следственных изоляторов с лимитом наполнения менее 471 человека вводятся 3 должности врачей, в том числе 1 должность врача-психиатра (психотерапевта) и 0,5 должности врача-стоматолога (зубного врача).

Приказом Министра юстиции РФ № 188 от 13.10.05 г. на свободных площадях учреждения УР-65/29 создан следственный изолятор № с условным наименованием ИЗ-63/5 и установлен лимит наполнения 164 места.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Самарской области были проведены проверки соблюдения в ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области требований законодательства. В ходе данных проверок были выявлены нарушения законодательства в части оборудования в указанном учреждении медицинской части для оказания необходимой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.

По данному факту начальнику ГУФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона

Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушение действующего законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан имеет место, так как в штатном расписании ФБУ ИЗ-63/5 не предусмотрена медицинская служба. Медицинское обеспечение ФБУ ИЗ-63/5 осуществляется медико-санитарной частью ФБУ ИК-№, которая имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Вместе с тем, штат медсанчасти ФБУ ИК-№ укомплектован на 78 %. Указанная штатная численность и состав сотрудников медицинской части ФБУ ИК-№ не соответствует требованиям Приказа № 154 даже без учета потребностей ФБУ ИЗ-63/5.

Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ГУФСИН России по Самарской области не имеет возможности ввести в штатное расписание МСЧ ИК-№ дополнительные ставки медицинских работников.

Установлено, что каких-либо мер для исполнения представления от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованными лицами, предпринято не было. До настоящего времени в ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области не устранены нарушения действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области функционирует как следственный изолятор, а также, что в отношении него не соблюдаются требования закона об оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в нем, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Самарской области в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы о том, что в полномочия ГУФСИН не входит создание здравпуктов, не могут быть приняты во внимание, поскольку, в силу п.п.2.4 и 3.11 Положения о ГУФСИН России по Самарской области, утвержденного приказом ФСИН России от 15.03.05 г. № 113, основными функциями и задачами администрации СИЗО является обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством РФ.

ГУФСИН Росси по Самарской области, в нарушение требований указанных выше нормативных актов, на территории ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области не были созданы надлежащие условия для соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, предусмотренных законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством РФ.

Кроме того, из материалов дела следует, что ГУФСИН России по Самарской области также не исполняются обязанность по комплектации штата медсанчасти ФБУ ИК-№ на 100%.

Также не может быть принята во внимание ссылка в кассационной жалобе на то, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ, поскольку в случае нехватки финансирования, заинтересованное лицо не лишено права обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении необходимых денежных средств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 16 декабря 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУФСИН России по Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: