О признании незаконным отказа



Судья: Бойко В.Б. Касс.гр./дело: 33-950/2011

Кассационное определение

01 февраля 2011 года

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Николаевой Н.М.

судей: Сокол Т.Б., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.о. Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 16 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Кадетская школа № г.о. Самара незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение Кадетская школа № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ Кадетская школа № г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию душевых и туалетов при спортивном зале;

-оборудованию кабинета физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды;

-в кабинетах для учащихся первой ступени оборудовать раковины».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения П.Г. (представителя Департамента образования администрации г.о. Самара) в поддержку доводов кассационной жалобы, возражения Т.Н. (директора МОУ кадетская школа №),

заключение прокурора Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения,

судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец - прокурор Кировского района г. Самары в интересах учащихся МОУ – кадетской школы № г.о. Самара обратился в суд иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, МОУ – кадетская школа № о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

При этом прокурор утверждал, что прокуратурой Кировского района г. Самары в сентябре 2010 года проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о. Самара в МОУ Кадетская школа №.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

07.12.2010г. в образовательном учреждении приостановлено обучение учащихся по причине частичного обрушения чердачных покрытий в холе второго этажа. В настоящее время в школе ведутся работы по капитальному ремонту. Однако данные работы не предполагают выполнение предписания Роспотребнадзора от 13.03.2009г. №, которым выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара не осуществляют финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм.

Прокурор (уточнив исковые требования) просил суд:

- признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Кадетская школа № г.о. Самара незаконным;

-обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение Кадетская школа № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ Кадетская школа № г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию душевых и туалетов при спортивном зале;

-оборудованию кабинета физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды;

-в кабинетах для учащихся первой ступени оборудовать раковины.

Представители ответчиков - Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара - иск не признали.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представителем Администрация г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 29.12.2010) «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 51 названного Закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу ч. 1 ст. 41 Закона, деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

На основании ч. 1 п. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области (принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006г. № (ред. от 24.06.2010г.) ), к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (в редакции от 28.09.2010г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара» (утвержденного Решением Думы городского округа Самара № от 27.12.2007г.), в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в сентябре 2010 года проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ Кадетская школа №. Прокурорской проверкой выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.2.1178-02«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Так, с 07.12.2010г. в образовательном учреждении приостановлено обучение учащихся по причине частичного обрушения чердачных перекрытий в холе второго этажа.

В настоящее время в школе ведутся работы по капитальному ремонту, однако данные работы не предполагают выполнение предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.

13.03.2009г. Главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Самарской области отдела надзора за условиями воспитания и обучения было проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением санитарного законодательства в МОУ общеобразовательном учреждении- кадетской школе № по адресу <адрес>, в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: не оборудованы душевые и туалеты при спортивном зале; не оборудованы санузлы для мальчиков 1 ступени и 2 и 3 ступеней и девочек кабинами с дверями без запоров; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся не оборудован кабинет физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды; в кабинетах для учащихся первой ступени не оборудованы раковины; необходимо привести состав площадей медицинского помещения школы в соответствие с требованиями санитарных правил; не оборудована лаборантская комната при кабинете информатики. Здание школы находится в эксплуатации с 1948 года, капитальный ремонт пищеблока и обеденного зала не проводился ни разу.

Стороны не оспаривают, что в кадетской школе № имеются нарушения, на которое ссылается прокурор в своем исковом заявлении.

Учредителем кадетской школы № является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, что подтверждается п. 1.5 Устава кадетской школы.

Согласно п.7.1, п.7.2 Устава кадетской школы №, Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за кадетской школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью.

Администрация кадетской школы в письменном виде неоднократно обращалась в Департамент образования администрации городского Самара с просьбой выделить финансовые средства на капитальный ремонт пищеблока с заменой оборудования, подсобных помещений, обеденного зала, однако данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы.

Однако Администрация городского округа Самара, Департамент образования городского округа Самара не осуществляют в необходимом объеме финансирование мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не осуществлялся надлежащий контроль за сохранностью муниципального имущества, что в целом привело к обрушению перекрытий здания.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также возникновения распространения заболеваний.

На сегодняшний день несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в помещении МОУ кадетской школы № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности для находящихся в нем несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара.

Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении.

Бездействием Администрации г.о.Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. Также бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей г.Самары, несовершеннолетних учащихся, работников образовательных учреждений и других граждан.

Положением о Департаменте образования администрации г.о. Самара (утвержденным решением Думы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что Департамент образования администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования, одной из его задач является обеспечение развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, содействие в обеспечении соблюдения законодательства РФ об образовании на территории г.о. Самара (п. 1.1., 2.6., 2.7.).

В функции Департамента образования входит участие в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, осуществление в пределах своей компетенции на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика, формировании плана капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, осуществление согласования технических заданий на проектирование, а также проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, составление и проверка сметной документации на проведение в муниципальных образовательных учреждениях г.с. Самара реконструкции и ремонтных работ, финансируемых за счет бюджета г.о. Самара.

Нарушения требований санитарного законодательства в МОУ кадетской школе № не устранены в полном объеме до настоящего времени, в связи с чем, суд обосновано относя критически к заявлениям ответчиков, что они не бездействовали.

Как следует из материалов дела, после частичного обрушения чердачных покрытий в холе второго этажа, в школе проведены обследования конструкций здания и начат ремонт, на который выделены денежные средства в сумме более 18 миллионов рублей.

Однако финансирование данного ремонта осуществляется из резервного фонда Управления гражданской защиты администрации г.о. Самара в размерах, не покрывающих на сегодняшний день необходимые расходы.

В настоящее время частично выполнены лишь некоторые пункты предписания Госпотребнадзора по Самарской области от 13.03.2009 года №.

Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что иск обоснован.

Доводы представителя администрации г.о. Самара в кассационной жалобе о том, что работы по ремонту и реконструкции здания МОУ кадетской школы № ведутся, что дополнительные денежные средства из бюджета г.о. Самара выделены, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент рассмотрения дела не были устранены все нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 16 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: