Судья: Жироухов В.Е. № 33-926
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Желтышевой А.И.,
Судей – Шабаевой Е.И. и Пинчук С.В.,
С участием прокурора - Гуляевой Е.С.,
При секретаре – Хоциной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 06.12.2010 г., которым постановлено:
«Иск прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Просветская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению Министерства образования и науки Самарской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Волжский, Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области, МОУ Просветская СОШ в тридцатидневынй срок со дня вступления решения суда в законную силу провести следующие мероприятия:
В здании МОУ Просветская СОШ по адресу: <адрес>:
обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением;
обеспечить здание прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;
привести в соответствие с нормативными требованиями пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов;
- провести испытание наружных пожарных лестниц на крыше в местах перепада высот кровель;
- установить противопожарные с пределом стойкости не менее 0,6 ч. двери кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовой;
- определить для производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; произвести очистку воздуховодов системы вентиляции;
оборудовать остановку для транспорта, предназначенного для перевозки детей;
- восстановить целостность ограждения территории участка;
- оборудовать нагревательные приборов ограждениями;
- оборудовать классные доски местным освещением.
В здании МОУ Просветская СОШ по адресу: <адрес>:
обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением; обеспечить здание прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;
привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов;
оборудовать нагревательные приборов ограждениями; - оборудовать классные доски местным освещением».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шабаевой Е.И., объяснения представителя администрации муниципального района Волжский -Хоренковой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснение представителей Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области – Клычковой М.С. и МОУ Просветская СОШ - Иноземцевой Т.А, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Просветская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению Министерства образования и науки Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Волжского района Самарской области проводилась проверка соблюдения норм противопожарной безопасности, законодательства об образовании в МОУ Просветская СОШ, в ходе которой выявлены нарушения законодательства «О пожарной безопасности», о чём свидетельствуют акты проверки соблюдения требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения пожарной безопасности не устраняются продолжительное время. Администрацией муниципального района Волжский Самарской области, Поволжским управлением Министерства образования и науки Самарской области не организовано выделение средств на выполнение мероприятий пожарной безопасности в вышеуказанном учреждении, чем прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами государственной власти Конституции РФ. Также в январе 2008 года проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства Управлением Роспотребнадзора по Самарской области, был выявлен ряд нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Ссылаясь на то, что выявленные нарушения норм противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства могут повлечь критические последствия в виде его возгорания, прокурор обязать администрацию муниципального района Волжский, Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области, МОУ Просветская СОШ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного, санитарного состояния школы в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Администрация муниципального района Волжский Самарской области просит указанное решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.
Из материалво дела усматрвиается, что МОУ Просветская СОШ осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований противопожарного законодательства.
Судом установлено, что в ходе проверки в МОУ Просветская СОШ были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».
Согласно Акта проверки были установлены следующие нарушения: здание МОУ Просветская СОШ (<адрес>) не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, на территории объекта и вблизи него отсутствует наружный противопожарный водопровод, на котором необходима установка 2-х пожарных гидрантов, здание не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, ширина эвакуационных выходов не соответствует нормативным требованиям, наружные пожарные лестницы на крыше в местах перепада высот кровель не испытаны, двери кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовой не являются противопожарными с пределом стойкости не менее 0, 6 ч., для производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, не произведена очистка воздуховодов системы вентиляции; здание МОУ Просветская СОШ (<адрес>) не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, на территории объекта и вблизи него отсутствует наружный противопожарный водопровод, на котором необходима установка 2-х пожарных гидрантов, здание не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, ширина эвакуационных выходов не соответствует нормативным требованиям; в здании МОУ Просветская СОШ (<адрес>) не оборудована остановка для транспорта, предназначенного для перевозки детей, не восстановлена целостность ограждения территории участка, нагревательные приборы не оборудованы ограждениями, классные доски не оборудованы местным освещением; в здании МОУ Просветская СОШ (<адрес>) нагревательные приборы не оборудованы ограждениями, классные доски не оборудованы местным освещением.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Принимая во внимание нормы вышеизложенного законодательства и установленные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ Просветская СОШ не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости от нее.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ Просветская СОШ являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судом установлено, что учредителями школы являются Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления Министерства образования и науки Самарской области и администрация Муниципального района Волжский.
В соответствии с п. 2.3 Договора о разграничении полномочий в сфере образования между Поволжским управлением министерства образования и науки Самарской области и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области от 29.04.2008 г. Администрация муниципального района Волжский осуществляет строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что учредители школы должны нести обязанности, вытекающие из закона, заключение же между ними договора о перераспределении между ними обязанностей, не влияет на их обязанности по соблюдению закона, при этом вопрос о том за счет средств какого из учредителей должно осуществляться восстановление прав иных лиц может быть и поставлен и разрешен только между учредителями.
Вместе с тем, как правильно указано судом, в МОУ Просветская СОШ нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ Просветская СОШ самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
При таких обстяотельствах, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района Волжский, Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области, МОУ Просветская СОШ провести необходимые противопожарные мероприятия, необходимость которых установлена специалистами.
В здании МОУ Просветская СОШ по адресу: <адрес>: обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением; обеспечить здание прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; привести в соответствие с нормативными требованиями пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов; провести испытание наружных пожарных лестниц на крыше в местах перепада высот кровель; установить противопожарные с пределом стойкости не менее 0,6 ч. двери кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовой; определить для производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; произвести очистку воздуховодов системы вентиляции; оборудовать остановку для транспорта, предназначенного для перевозки детей; восстановить целостность ограждения территории участка; оборудовать нагревательные приборов ограждениями; оборудовать классные доски местным освещением.
В здании МОУ Просветская СОШ по адресу: <адрес>: обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением; обеспечить здание прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов; оборудовать нагревательные приборов ограждениями; - оборудовать классные доски местным освещением.
Между тем, судебная коллегия полагает, что необходимо исключить из решения суда указание на исполнение ответчиками обязанностей по проведению противопожарных мероприятия именно в тридцатидневынй срок со дня вступления решения суда, поскольку таких требований прокурор не заявлял, и судом не исследовался вопрос о реальной возможности выполнения всех мероприятий в данный срок.
Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Волжского районного суда Самарской области от 06.12.2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения, исключив из резолютивной части решения суда указание на обязанность проведения мероприятий в тридцатидневный срок.
Председательствующий:
Судьи: