Селякова С.А.
Гр.д. №33-1099
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7.02.2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Шуковой Н.М.
Судей Пинчук С.В., Салдушкиной С.А.
При секретаре Самодуровой А.И.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Косарева А.А. – Маслова Н.А, действующего по доверенности, на решение Красноярского районного суда от 27 декабря 2010 года, которым постановлено :
«Заявление Косарева А.А. оставить без удовлетворения.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя Косарева А.А. – Маслова Н.А., действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Собрания представителей муниципального района Красноярский Гагулина А.А., действующего по доверенности, заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Косарев А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзац 4 пункта 1.6., пункт 1.8., подпункт «и» пункта 2.2. и пункт 3.10. Положения «О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся и муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района Красноярский Самарской области.
В обоснование своих требований заявитель указал, что Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28.03.2007 года № 8-СП утверждено Положение «О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский, для целей, не связанных со строительством» (далее по тексту - Положение).
Названное решение с утвержденным им положением опубликовано в газете «Красноярские новости», № 59-60, 13.04.2007 г.
В данное Положение решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 22.10.2008 г. № 49-СП внесены изменения, которые были опубликованы в газете «Красноярские новости», № 187-191(8402-8406), 23.10.2008.
Согласно п. 1.6. Положения предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) ведении муниципального района Красноярский, для целей, не связанных со строительством, осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Самарской области, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков.
Настоящее Положение не применяется к отношениям, связанным с:
- переоформлением гражданами права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельными участками на праве собственности;
-предоставлением на праве собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан.
Указанные в настоящем пункте отношения регулируются в соответствии с требованиями законодательства.
Пункт 1.8. Положения предусматривает, что «предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) за исключением случая, предусмотренного п. 3.10. настоящего Положения Подпункт «и» пункта 2.2. Положения указывает, что информационное сообщение о земельных участках, подлежащее публикации, включает в себя срок, в течение которого граждане и юридические лица вправе подать заявления на приобретение земельных участков, который не может быть менее месяца.
Пункт 3.10. Положения устанавливает, что «в случае если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявления в связи с публикацией информационного сообщения, рассмотрению подлежит то из них, которое поступило в установленный срок.
Если все заявления поступили в установленный срок и на основании них принято решение о возможности предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Положения, соответствующий земельный участок предоставляется на торгах (конкурсе или аукционе), про водимых в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» и Постановлением Собрания представителей Красноярского района от 23.04.2003 № 9 «О Положении об организации и проведении торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».
Указанные нормы Положения в своей взаимосвязи противоречат ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 28 и ст. 34 ЗК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в части их применения при бесплатном предоставлении гражданам земельных участков и незаконно ограничивают право граждан на бесплатное предоставление земельных участков на территории муниципального района Красноярский Самарской области.
На основании абз. 1 и 4 п. 1.6. Положения предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) ведении муниципального района Красноярский, для целей, не связанных со строительством, осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Самарской области, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков.
При этом данные отношения регулируются в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 ЗК РФ акты органы местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий и содержащие нормы земельного права, относятся к земельному законодательству.
Данные акты органов местного самоуправления должны быть приняты на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Часть 1 ст. 34 ЗК РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На территории муниципального района Красноярский Самарской области таким актом является Положение, которое является частью земельного законодательства.
Заявитель считает, что названное Положение регулирует отношения по бесплатному предоставлению земельных участков на территории муниципального района Красноярский Самарской области для целей, не связанных со строительством, в случаях установленных федеральными законами и законами Самарской области.
Часть 2 ст. 28 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» закреплено право на бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности по следующим основаниям: ведение крестьянского фермерского) хозяйства, ведение личного подсобного, садоводство, огородничество, животноводство. Почти все основания, кроме индивидуального жилищного строительства, относятся к целям, не связанным со строительством, поэтому регулируются нормами Положениями.
Оспариваемые нормы абз. 4 п. 1.6., п. 1.8. п.п. «и» п. 2.2. и п. 3.10. Положения в своей взаимосвязи устанавливают, что при предоставлении земельных участков должно быть опубликовано информационное сообщение, содержащее в обязательном порядке указание на срок, в течение которого граждане и юридические лица вправе подать заявления на приобретение земельных участков, который не может быть менее месяца.
В случае поступления в отношении одного земельного участка двух и более заявлений в связи с публикацией информационного сообщения, рассмотрению подлежит то из них, которое поступило в установленный срок. Если все заявления поступили в установленный срок и на основании них принято решение о возможности предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Положения, соответствующий земельный участок предоставляется на торгах (конкурсе или аукционе), проводимых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом оспариваемые нормы Положения распространяются и на случаи бесплатного предоставления земельных участков, поскольку никаких исключений в них не содержится
. Это приводит к незаконному ограничению права граждан на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, установленного ч. 2 ст. 28 ЗК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области, и не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Также оспариваемые нормы Положения противоречат ст. 34 ЗК РФ.
Ни ст. 34 ЗК РФ, на основании которой принималось Положение, ни ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, ни ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» не предусматривают проведение торгов при бесплатном предоставлении земельных участков, т.к. их проведение противоречит самой сути бесплатного предоставления земельных участков.
Также не предусматривают названные нормы и проведение торгов при подаче в отношении одного земельного участка нескольких заявлений о бесплатном предоставлении.
В этом случае земельный участок очевидно должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других. Данная позиция нашла свое закрепление, например в абз. 3 п. 3.2. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74.
Подобной позиции придерживается и Министерство экономического развития Российской Федерации, которое в своем письме от 22.05.2009 № Д23-1523 (копия прилагается) указало, что «ст. 34 Кодекса предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается. В случае поступления двух и более заявок на один земельный участок такой участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования виду разрешенного использования, соответствие размера и местоположения градостроительным и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка».
В связи с изложенным заявитель просил признать недействующими абз. 4 п. 1.6, пункта 1.8, подпункта «и» п. 2,2 и п. 3.10 Положения «О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский, для целей, не связанных со строительством «, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Красноярский, Самарской области от 28.03.2007г. №8-СП, в той части, в которой они принимаются при бесплатном предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального района Красноярский, Самарской области.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое представитель Косарева А.А. - Маслов Н.А. в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что оно является неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что Косарев А.А. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании недействующими положений, определяющих процедуру рассмотрения заявок граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков,
содержащихся в Положении о процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский для целей, не связных со строительством, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Красноярский от 28.03.07 № 8-СП.
Заявитель считает, что положения названного нормативного акта, регулирующие порядок проведения торгов при поступлении двух и более заявок о предоставлении земельного участка, распространяются и на случаи бесплатного предоставления земельных участков, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.05 № 94-ГД.
Суд пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя являются не обоснованными.
Согласно п. 1.5 оспариваемого Положения, предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в ведении или в муниципальной собственности района для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании отчета о независимой оценке, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, законами Самарской области муниципальными правовыми актами.
Данный пункт не противоречит положениям ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, согласно которым приоритетным является платное предоставление земельных участков.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что предоставление в собственность граждан земельных участков осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Самарской области.
Указанные в настоящем пункте отношения регулируются в соответствии с требованиями законодательства.
Анализируя другие оспариваемые положения нормативного правового акта, суд правильно указал, что они регулируют отношения, связанные с предоставлением в собственность земельных участков за плату и доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным актом регулируются правоотношения, связанные с бесплатным предоставлением в собственность земельных участков, являются необоснованными.
Установлено, что данным Положением порядок рассмотрения заявок о бесплатном предоставлении земельных участков не урегулирован.
Представители правоприменительных органов-Администраций муниципального района Красноярский и Комитета по управлению муниципальной собственностью района пояснили в судебном заседании, что с момента вступления силу данного Положения, оно не применялось при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков в порядке ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в собственность бесплатно.
Судом также установлено, что 14.09.10г. заявитель обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства.
Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области в своем ответе от 19.10.10 № 2867 на данное заявление сообщил, что предоставление земельных участков на территории муниципального района Красноярский осуществляется на общих основаниях в соответствии с действующим земельным законодательством, путем про ведения торгов (аукционов).
При этом данный ответ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области не содержит никаких ссылок на оспариваемое Положение.
Указанный ответ заявитель обжаловал в Советский районный суд г. Самары в порядке ст. 254 ГПК РФ
Доводы заявитель, что именно оспариваемым Положением руководствовался Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, отказывая ему в предоставлении бесплатно земельного участка, поскольку в отзыве на его заявление, поданное в Советский суд г. Самары содержится ссылка на данный акт, суд обоснованно признал несостоятельными.
Установлено, что в данном отзыве было указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется преимущественно за плату, за исключением случаев, предусмотренных ЗК и законами субъектов РФ.
В соответствии с положениями ст. 34 ЗК оспариваемым решением СП района был принят нормативный акт, регулирующий порядок рассмотрения заявок о предоставлении земельных участков, который не регулирует бесплатное предоставление участков.
В отзыве также имеется ссылка на законодательство, регулирующее случаи предоставления земельных участков бесплатно.
Также в отзыве было указано, что заявитель не обозначил в заявлении в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области основания предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, не приложил соответствующие документы, подтверждающие такое право в соответствии с Законом СО «О земле».
Т.е. данный отзыв не подтверждает доводы заявителя о том, что оспариваемый акт являлся основанием для отказа в предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно.
К тому же отзыв на заявление, поданный в порядке ГПК РФ не является документом, содержащим волеизъявление органа местного самоуправления о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю земельного участка, и не подлежит оспариванию.
Также обоснованно суд признал несостоятельной ссылку заявителя на нормативные правовые акты других муниципальных образований, в частности, г.о. Самара, регулирующие аналогичные правоотношения.
Ст. 34 ЗК РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно определять процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Органы местного самоуправления разных муниципальных образований в силу законодательства о местном самоуправлении наделены собственными полномочиями и неподконтрольны друг другу (Ф3№ 131 от 06.10.03).
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ право на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части предоставлено гражданину, считающему, что этим актом нарушены его права и свободы.
Между тем, в заявлении Косарева А.А. содержатся данные о возможном нарушении оспариваемым правовым актом прав неопределенного круга лиц, а не прав конкретно заявителя.
В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы заявителя нарушения его прав оспариваемыми положениями муниципального нормативного правового акта в связи с отказом предоставления ему земельного участка.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует вывод о нарушении прав заявителя не нормативным правовым актом, а действиями (решениями) правоприменителя - органа местного самоуправления, порядок обжалования которых иной, и право на обжалование которых заявителем использовано.
Решением Советского районного суда г. Самары от 9.11.2010года, которое на день рассмотрения настоящего дела, еще не вступило в законную силу, ответ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от 19.10.2010года №2867 по заявлению Косарева А.А. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка признан незаконным по тем основаниям, что по существу данное заявление не рассмотрено.
Комитет обязан судом принять решение по заявлению Косарева А.А. о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка.
В настоящее время данное решение вступило в законную силу, сведений о исполнении решения не имеется.
При наличии указанных обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, полагает его правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что доказательством тому, что основанием к отказу в предоставлении заявителю земельного участка, явились оспариваемые нормы Положения, не могут быть приняты во внимание по мотивам изложенным выше.
Доводы о том, что суд не проверил порядок принятия, опубликования, вступления в законную силу оспариваемого Положения., не могут быть приняты во внимание и служить основаниям к отмене решения суда.
Ни в суде ни в заседании судебной коллегии не стороной заявителя не приводились доводы о том, что был нарушен порядок принятия, опубликования, вступления в законную силу Положения.
Из материалов дела следует, что Положение Положения «О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся и муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района Красноярский Самарской области.» было принято собранием представителей муниципального района Красноярский Самарской области на заседании Собрания, что подтверждается протоколом от 28.03.2007года, собрание являлось легитимным.
Положение опубликовано в газете « Красноярские новости» №59-60 13.04.2007года и вступило в законную силу.
Довод о том, что в протоколе судебного заседания не отражено ходатайство о приобщении к делу копии отзыва Комитета по управлению муниципальной собственностью Красноярского района в Советский районный суд и решения Советского районного суда от 9.11.2010года, не может служит основанием к отмене решения суда.
Указанные документы приобщены к материалам дела.
Более того, в силу требований ч.2 ст. 362 ГПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Красноярского районного суда от 27.12.2010года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Косарева А.А. – Маслова Н.А., без удовлетворения.
Председательствующий
судьи