О признании незаконными действий Министерства имущественных отношений



Судья: Занкина Е.П. Дело № 33-1311/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Сокол Т.Б.

Судей Яковлевой В.В., Шабаевой Е.И.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Деминова И.А., Сатдарова И.Н., Сатдаровой Р.К., Халидова С.Т., Халидовой Г.И. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 07 декабря 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Деминова И.А., Сатдарова И.Н., Сатдаровой Р.К., Халидова С.Т., Халидовой Г.И. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области – отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения Казаковой Е.Ю., представляющей интересы Деминова И.А., Бранчуковой Е.Г, представляющей интересы Халидова С.Т., Халидовой Г.И. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Деминов И.А., Сатдаров И.Н., Сатдарова Р.К., Халидов С.Т., Халидова Г.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области.

Требования мотивированы тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Заявители обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в общую долевую собственность указанного земельного участка. Однако Министерством заявление возвращено в связи с отсутствием документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на расположенные на земельном участке объекты недвижимости.

Ссылаясь на то, что ими были приобщены все необходимые документы, предусмотренные п. 5 ст. 36 ЗК РФ, приказом Министерства экономического развития и торговли № от ДД.ММ.ГГГГ, Деминов И.А., Сатдаров И.Н., Сатдарова Р.К., Халидов С.Т., Халидова Г.И. просили обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять к рассмотрению заявление о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области обратиться в орган местного самоуправления за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Деминов И.А., Сатдаров И.Н., Сатдарова Р.К., Халидов С.Т., Халидова Г.И. просят решение суда отменить, считая его необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», в соответствии с Законом Самарской области "О земле", в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

Согласно п. 4 Приложения №2 к Порядку в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, выданную не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.

При отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения. В этом случае дополнительно должны быть представлены сведения из органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на данные объекты.

В случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.

Из материалов дела следует, что Деминов И.А., Сатдаров И.П., Сатдарова Р.К., Халидов С.Т., Халидова Г.И. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка предполагаемой площадью 935,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, для целей не связанных со строительством.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области пакет документов возвращен заявителям в связи с его несоответствием установленным требованиям.

Судом установлено, что возврат документов заявителям произведен Министерством в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, поскольку на испрашиваемом земельном участке помимо жилого дома находятся нежилые строения, что подтверждается планом границ земельного участка.

Документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на объекты недвижимости либо возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что действия Министерства являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителей, и обоснованно отказал в удовлетворении требований Деминова И.А., Сатдарова И.Н., Сатдаровой Р.К., Халидова С.Т., Халидовой Г.И.

Доводы кассационной жалобы о неправомерности истребования у заявителей дополнительных документов, со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм материального права.

В п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ определена процедура приобретения прав на земельные участки. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007г. N370. Предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе, выданная не позднее, чем за один месяц до дня подачи Заявления, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

Доводы жалобы о нарушении исключительного права на приватизацию необоснованны, поскольку после устранения причин, послуживших основанием для возврата документов, заявители имеют право повторно обратиться с заявлением в отношении данного земельного участка.

При рассмотрении кассационной жалобы представители заявителей не отрицали, что должны представить в Министерство имущественных отношений Самарской области указанные в возврате документы, но за их получение нужно платить деньги. Считают, что документы должно было затребовать само Министерство. Указанные доводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: