Судья: Борисова Е.А. Дело № 33-1427/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сокол Т.Б.
судей Ефремовой Л.Н., Марушко Л.А.
при секретаре Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 декабря 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Промышленного района г. Самары в интересах Мурзина С.С. о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Мурзину С.С. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителя Администрации г.о. Самара Поповой Е.С., Департамента управления имуществом г.о. Самара Шалыгиной Е.К., поддержавших доводы жалобы, объяснения Мурзина С.С., заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд в интересах Мурзина С.С. с иском к Главе городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Мурзин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Находился до совершеннолетия в школе-интернате №, жилое помещение за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. На основании личного заявления Мурзин С.С. включен в список граждан из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.о.Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о.Самара. До настоящего времени жилое помещение или социальная выплата на его приобретение Мурзину С.С. не предоставлены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить социальную выплату на приобретение жилья в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрация г.о. Самара просят решение суда отменить, считают его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Всоответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.96 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от24.10.06 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст.5 Закона Самарской области 07.07.05 №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст.ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.05 №77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Судом установлено, что Мурзин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С рождения и до совершеннолетия Мурзин С.С. воспитывался в школе-интернате №, жилое помещение за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет, арендует жилое помещение по адресу: <адрес>.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, городскому округу Самара на 2010г. В данном списке Мурзин С.С. значится под номером №.
До настоящего времениМурзину С.С. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
В ходе рассмотрения дела Мурзин С.С. подтвердил свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о наличии правовых и фактических оснований для предоставления Мурзину С.С. социальной выплаты, и обоснованно удовлетворил иск прокурора, заявленный в ее интересах.
Доводыкассационной жалобы отом, что при реализации права Мурзина С.С. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку разрешение требований о выделении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара за счет средств бюджета Самарской областина Главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, поскольку они входят в единую систему органов местного самоуправления и в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом г.о.Самара совместно участвуют в реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, несостоятельны по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: