Судья: Байгулова Г.С. Гр.д. № 33-1362
ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 февраля 2011г. года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Салдушкиной С.А. Сказочкина В.Н.
при секретаре: Хоциной О.А.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Сызранского района на решение Сызранского районного суда Самарской области от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконными бездействия Администрации Сызранского района Самарской области, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность района имущества во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» №50-р от 06 февраля 2008 года, с учетом изменений, внесенных распоряжением № 929-р от 17 августа 2009 года по Акту приема-передачи от 18 сентября 2009 года согласно приложению к Акту.
Обязать Администрацию Сызранского района Самарской области принять в муниципальную собственность имущество во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» № 50-р от 06 февраля 2008 года с учетом изменений, внесенных распоряжением №929-р от 17 августа 2009 года по Акту приема-передачи от 18 сентября 2009 года согласно приложению к Акту».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы представителя администрации Сызранского районного суда по доверенности Горшуновой Ю.Ю., поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сызранского района Самарской области, действующий в интересах жителей спорных домов, обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование иска указал, что администрация муниципального района Сызранский уклоняется от принятия имущества в виде: жилого дома общей площадью 330,6 кв.м. по адресу: <адрес> жилого дома общей площадью 149,2 кв.м. по адресу: <адрес> жилого дома общей площадью 64,7 кв.м. по адресу: <адрес> и его содержания, что не отвечает интересам муниципального образования и жителям района, является нарушением законодательства.
По результатам проверки прокуратурой Сызранского района в адрес и.о. главы администрации Сызранского района Андреева Ф.Н. внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ.
Представление прокурора не удовлетворено.
Бездействие администрации района выразившееся в непринятии жилых домов в муниципальную собственность либо непринятии иных мер, направленных на передачу данного имущества в муниципальную собственность, противоречит интересам жителей района, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Сызранского района Самарской области, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность района имущества во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.08.2009г. № 929-р по Акту приема-передачи от 18.09.2009г. согласно приложению к Акту.
Он также просил обязать Администрацию Сызранского района Самарской области принять в муниципальную собственность имущество во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.08.2009г. № 929-р по Акту приема-передачи от 18.09.2009г. согласно приложению к Акту.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация Сызранского района просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 11 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2005г. установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 ч.1 Федерального закона№ 131 -ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы содержания муниципального жилого фонда, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, отнесены к предметам ведения поселений.
Статьей 1 Закона Самарской области №106-ГД от 11.10.2007г. «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2008 году» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов Самарской области в 2008 году осуществляют решение вопросов местного значения поселений, расположенных в границах соответствующих муниципальных районов, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с аб. 23 ч. 11 ст. 154 Федерального закона№122-ФЗ от 22.08.2005г. «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
По смыслу абзацев 20, 31 ч.11ст. 154 указанного закона, право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой решениями, вынесенными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В силу п.7 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области № 50-р от 06.10.2008г., право собственности муниципального района Сызранский Самарской области на передаваемое имущество возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка.
Судом установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований законодательства.
Установлено также, что Распоряжением Территориальным управлением по Самарской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №443-р от 12.09. 2006 г. «О закреплении за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием №85» на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества» за ГУ «Дорожным эксплуатационным предприятием №85» были закреплены объекты недвижимого имущества, в том числе:
жилой дом общей площадью 330,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
жилой дом общей площадью 149,2 кв.м. по адресу: <адрес>
жилой дом общей площадью 64,7 кв.м. по адресу: <адрес>
ФГУ ДЭП № 85 предоставляло жильцам домов коммунальные услуги по водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению и электроснабжению, взимало плату в соответствии с нормами.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, в пределах своих полномочий, распоряжением «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» №50-р от 06 февраля 2008 года, (с изменениями внесенными распоряжением № 929-р от 17.08.2009г.) передало в муниципальную собственность Сызранского района Самарской области два жилых дома, расположенных в <адрес>.
Согласно приложению к Акту приема-передачи имущество передавалось в муниципальную собственность района а именно:
жилой дом общей площадью 330,6 кв.м. по адресу: <адрес>
жилой дом общей площадью 149,2 кв.м. по адресу: <адрес>
жилой дом общей площадью 64,7 кв.м. по адресу: <адрес>
Акты приема-передачи имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального района Сызранский в соответствии с распоряжением от 06.02.2008г. № 50-р, направлялись в орган местного самоуправления.
Установлено, что администрация Сызранского района жилые дома, переданные в муниципальную собственность распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области не приняла, данное распоряжение не обжаловало.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации Сызранского района по исполнению распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» №50-р от 06 февраля 2008 года» (с изменениями внесенными распоряжением № 929-р от 17.08.2009г.), является незаконным.
Суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора Сызранского района и обязал Администрацию Сызранского района Самарской области принять в муниципальную собственность имущество во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.08.2009г. № 929-р по Акту приема-передачи от 18.09.2009 г. согласно приложению к Акту подлежит удовлетворению.
Также суд обоснованно указал что, не принимая в муниципальную собственность указанные жилые дома, администрация муниципального района Сызранский Самарской области нарушает конституционные права граждан на жилище, которое наряду с прочим реализуется посредством предоставления нуждающимся малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилого фонда. Бездействие администрации района, выразившееся в непринятии жилых домов в муниципальную собственность, противоречит интересам жителей района, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, лишает жителей переданных домов возможности получения коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности постановленного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, администрация Сызранского района не лишена возможности последующей передаче имущества от муниципального района в собственность сельских поселений Печерское и Ивашевка в порядке установленным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Сызранского района– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: