Судья: Титовец М.В. Гр.д. № 33- 1426
ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 февраля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующей: Филатовой Г.В.
судей: Пинчук С.В., Подольской А.А.
при секретаре: Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Семеновой Л.Г., Жукова Л.И. на решение Самарского районного суда г. Самары от 27 декабря 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Семеновой Л.Г., Жукова Л.И. к ГУК «Самарская государственная филармония» о признании пунктов коллективного договора несоответствующими Трудовому кодексу, ухудшающими положение работников по сравнению с действующим законодательством отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., объяснения представителя Семеновой Л.Г., Жукова И.Л. по доверенности Середа Н.Е., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя ГУК «Самарская государственная филармония» по доверенности Тарасова Д.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Семенова Л.Г., Жуков И.Л. обратились в суд с иском к ГУК «Самарская государственная филармония» о признании недействительными пунктов коллективного договора.
В обоснование иска указали, что 15.06.10г. в Самарской государственной филармонии администрацией и профсоюзом подписан новый коллективный договор на 2010-2013 гг. на несогласованных с работниками условиях в нарушение ст. 40 ТК РФ.
Условия подписанного от лица работников коллективного договора не обсуждались с коллективом самого крупного подразделения филармонии Академического симфонического оркестра.
На собрании 05.06.2010г. коллектив оркестра отклонил предложенный профсоюзом и администрацией проект коллективного договора. Артисты оркестра неоднократно извещали администрацию о своем несогласии с нормами труда, системой оплаты труда, регламентом работы АСО.
Артистами оркестра на собраниях были разработаны и утверждены предложения для внесения в коллективный договор, но администрация проигнорировала предложения артистов оркестра, отказавшись обсуждать предложения артистов оркестра непосредственно с работниками и с выбранными работниками представителями, а также избранным артистами оркестра представительным органом Советом трудового коллектива АСО.
Профсоюзная организация филармонии, вопреки желанию артистов оркестра, подписала с администрацией новый коллективный договор, который не только ухудшает условия труда, но и лишает работников права, предусмотренных трудовым законодательством (п.1.6., п. 1.9, п.4.9, п.7.7, изменяет систему оплаты труда без согласия работников).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Семенова Л.Г., Жуков И.Л. просили суд признать недействительными п.п. 1.6., 1.9., 4.9., 7.7. коллективного договора ГУК «Самарской государственной филармонии», заключённого на 2010-2013г.
Обязать ГУК «Самарская государственная филармония» исключить из Положения об оплате труда фразу: «Норма концертов устанавливается в размере 10 концертов в месяц».
Обязать ГУК «Самарская государственная филармония» внести изменения в Положение об оплате труда, вместо написанного: «В случае не доначисления работнику выплат, работодатель вправе принять решение о перерасчете произведенных выплат за период, не превышающий три месяца, со дня ее обнаружения», написать: «В случае не доначисления работнику выплат работодатель обязан произвести перерасчет и произвести выплаты за весь период в полном объеме»; вместо написанного: «Работникам филармонии могут осуществляться выплаты компенсационного характера» написать: «Работникам филармонии должны осуществляться выплаты компенсационного характера».
Обязать ГУК «Самарская государственная филармония» внести изменения в Положение об оплате труда, указав, из чего складывается размер заработной платы артистов оркестра, как рассчитывается заработная плата артистов и персональная надбавка.
Признать п. 13 Правил внутреннего трудового распорядка ГУК «Самарская государственная филармония» недействительным.
Обязать ГУК «Самарская государственная филармония» внести изменения в Положение об организации труда артистов АСО, указав условия переноса выходного дня, указав порядок учета рабочего времени, указав, порядок проведения индивидуальных занятий, указав количество часов отведенных для индивидуальных занятий.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе представитель Семеновой Л.Г., Жукова И.Л. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу решениями Самарского районного суда г. Самары по искам Семеновой Л.Г. и Жукова И.Л. к ГУК «Самарская государственная филармония» от 16.06.10г. и 07.10.10г. установлена законность процедуры принятия коллективного договора на 2010-2013г.г., а также отсутствие нарушений при заключении указанного коллективного договора прав истцов на участие в разработке и принятии коллективного договора.
Таким образом ссылка суда на данное решение в части соблюдения общего порядка принятия коллективного договора, обоснованна.
Вместе с тем, судом рассмотрены исковые требования истцов, касающиеся несогласия с определенными пунктами коллективного договора.
Проверяя доводы истцов о признании п. 1.6, п. 1.9, п. 4.9, п.7.7 коллективного договора ГУК «Самарская государственная филармония» на 2010-2013г.г. не соответствующими Трудовому Кодексу, ухудшающими положение работников по сравнению с действующим законодательством, суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих наличие таких нарушений, затрагивающих права истцов, суду представлено не было.
В соответствии с п. 1.6 коллективного договора, работодатель признает профком единственным представителем работников учреждения.
Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Из материалов дела видно, что согласно справке профсоюзного комитета ГУК «Самарская государственная филармония» численность членов первичной профсоюзной организации ГУК «Самарская государственная филармония» на 15 марта 2010г. составляет 65 % (157 чел.) от общей численности работающих (241 чел.)
Доводы о том, что работники оркестра выразили недоверие профкому, не означают незаконность п. 1.6 коллективного договора, поскольку порядок избрания членов профкома данным пунктом не устанавливается, у работников имеются иные возможности для переизбрания членов профкома.
Согласно п. 1.9 коллективного договора, работники предоставляют право профкому договариваться с работодателем о внесении в коллективный договор целесообразных с точки зрения обеих сторон изменений и дополнений без созыва собраний или конференции трудового коллектива.
Ссылка на то, что данный пункт лишает работников прав, предусмотренных ст. 53 ТК РФ, не состоятельна, поскольку не основана на законе. Члены профкома как избираемые на заседаниях первичных организаций являются представителями работников и наделены определенными полномочиями именно со стороны своих первичных профсоюзных организаций.
В соответствии с п. 4.9 коллективного договора введение и пересмотр нормы труда производятся работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом с извещением работников не менее чем за два месяца.
Доводы о том, что в настоящее время ухудшились условия труда работников оркестра, в связи с необоснованно завышенным количеством концертов на будущее время- ранее устанавливалась норма в 6 концертов в месяц, а в настоящее время 10, проверялись судом и обоснованно отвергнуты.
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов ( должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы надбавок компенсационного характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п.4.4. коллективного договора Государственного учреждения культуры « Самарской государственной филармонии» на 2010-2013г.г. оплата труда работников производится в соответствии с положением об оплате труда, которое является приложением к указанному договору. Условия оплаты труда работников определены на основе Постановления Правительства Самарской области № 32 « Об оплате труда работников государственных театров и концертных организаций Самарской области» от 10.04.06г. с последующими изменениями и дополнениями, решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Устава ГУК «Самарская государственная филармония».
Сам п. 4.9 коллективного договора не устанавливает норму рабочего времени, в частности количество концертов, которое следует исполнить работникам оркестра.
Доводы о том, что Положение об оплате труда в части установления 10 концертов для АСО в месяц, противоречит закону, ничем не подтверждены. Сам факт увеличения количества концертов не означает, что это нарушает права работника. Статья 91 ТК РФ определяет, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ответчика, установлена 40 часовая рабочая неделя, следовательно, исполнение концертов в пределах норм рабочего времени, не влечет ухудшение положения работника по сравнению с ранее установленными нормами.
Таким образом, суд правильно указал, что оснований для внесения изменений в пункт 4.9 коллективного договора, не имеется, поскольку условия оплаты труда работников ГУК Самарская государственная филармония установлены коллективным договором, заключенным в установленном законом порядке, зарегистрированным в Департаменте труда и занятости населения Самарской области.
Не имеется оснований и к признанию незаконным п.7.7 договора.
Согласно п.7.7 коллективного договора, прием на работу творческих работников производится по результатам конкурса на условиях срочного трудового договора.
В соответствии со ст.59 ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций и т.д.
Суд правильно установил, что п.7.7 коллективного договора соответствует нормам трудового законодательства, поскольку ТК РФ не запрещено с творческими работниками заключать бессрочные трудовые договоры.
Самарская государственная филармония является учреждением культуры, в котором, в том числе, трудятся творческие работники, следовательно, заключение таких договоров не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьей 40 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей правовую природу коллективного договора, он является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, и заключается работниками и работодателями в лице их представителей.
Оспариваемый истцами коллективный договор в части принятых изменений, отвечает по своей правовой природе требованиям, предъявляемым к правовому акту, регулирующему трудовые отношения между ГУК «Самарская государственная филармония» и его работниками.
Проверяя доводы истцов об обязании ответчика внести изменения в Положение об организации труда артистов АСО, суд обоснованно исходил из того, что коллективным договором урегулированы нормы, связанные с рабочим временем сотрудников ( гл.5), временем отдыха ( гл.6), охраной труда и здоровья ( гл. 8), социальным страхованием и другими гарантиями работников ( гл.9). Положение об организации труда артистов академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии указанные нормы конкретизирует.
Требования истцов о внесении изменения в Положение об оплате труда, регулирующих порядок выплаты недоначисленных сумм, противоречат положениям коллективного договора, устанавливающего порядок внесения изменений в Положение, являющееся неотъемлемой частью коллективного договора, а именно, внесение изменений осуществляется по согласованию с профкомом. Выдвигаемые истцами требования являлись предметом обсуждения трудового коллектива на стадии разработки проекта коллективного договора и не нашли своего одобрения.
Требования об обязании внести изменения в Положение об оплате труда, указав, из чего складывается размер заработной платы артистов оркестра, как рассчитывается заработная плата и персональная надбавка, поскольку в Положении зафиксировано, что должностной оклад работнику устанавливается на определенный период времени в течении соответствующего календарного года. Решение об установлении должностного оклада принимается директором филармонии персонально в отношении каждого работника.
Критерии для установления персональной надбавки работникам за профессиональное мастерство, за интенсивность и высокие результаты работы приведены в Положении в виде таблиц, имеющих ссылки на определенные показатели и их процентное соотношение.
При этом указано, что работникам филармонии, заключившим с работодателем трудовой договор, персональные надбавки устанавливаются в процентах к должностному окладу в размере до 300% ( за профессиональное мастерство, за счет средств областного бюджета) и до 500% (за интенсивность и высокие результаты работы, за счет доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности).
Требования о внесении изменений в Положение об организации труда, указав порядок переноса выходных дней, учета рабочего времени, проведения индивидуальных занятий, с указанием часов отведенных для индивидуальных занятий, обоснованно не удовлетворены судом, поскольку Правила внутреннего трудового распорядка определяют порядок работы при шестидневной рабочей недели, для артистов оркестра выходной-понедельник, при этом указано, что во время репетиционной и подготовительной работы устанавливаются перерывы для отдыха, засчитываемые в рабочее время, а учет рабочего времени работников осуществляется лицами, назначенными руководителями подразделений. Указания данного перечня в Положении или Правилах не предусмотрено законом, а определяется внутренним локальным актом (например, приказом руководителя), который доводится до сведения работников.
Согласно положениям ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Статья 113 ТК РФ закрепляет, что привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
При таких обстоятельствах суд, пришел к правильному выводу, что названные изменения являются неотъемлемой частью коллективного договора, регулирующего трудовые правоотношения, возникающие между работодателем и его работниками, и обоснованно отказал Семеновой Л.Г., Жуковой И.Л. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Другие доводы кассационной жалобы повторяют позицию, высказанную истцами в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 27 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Семеновой Л.Г., Жукова Л.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи -