Судья: Волкова М.В. Гр. дело № 33-1234/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Решетняк М.А.,
судей Калиниковой О.А. и Сорокиной Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Бочаровой Е.В. – Рогова В.Б. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Бочаровой Е.В. отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бочарова Е.В. обратилась в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти и Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В обоснование своих требований указала, что на основании распоряжения мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году. Однако, уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ она была извещена о том, что ее семья в составе 2-х человек была исключена из числа участников программы, в связи с превышением ее возраста 35 лет.
Заявительница считает исключение из программы необоснованным, поскольку на момент включения ее семьи в списки на получение социальной выплаты (2008 г.) ее возраст не превышал 35 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бочарова Е.В. просила суд признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, восстановить в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Бочаровой Е.В. – Рогов В.Б. просит отменить решение суда, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья заявительницы была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. Согласно извещения от ДД.ММ.ГГГГ № Постановлением мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ семья Бочаровой Е.В. в составе 2-х человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Бочарова Е.В. была извещена о том, что ее возраст превысил 35 лет, поэтому ее семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы полпрограммы, была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002– 2010 гг.
Соответствующая информация была доведена до мэрии г.о. Тольятти письмом Министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из пояснений представителя ответчика мэрии г.о. Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.
В силу п.п. 21, 22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее – орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 21 Правил, до ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по г.о. Тольятти, что подтверждается постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п. 22 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей - участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы – Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п. 25, 26 Правил).
Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. ДД.ММ.ГГГГ указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в Минрегион России в установленный срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Эта дата определена заказчиком подпрограммы, что подтверждается копией Правительственной телеграммы.
Суд пришел к правильному выводу, что днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году следует считать ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что указанный список, сформированный с учетом объема средств федерального бюджета, выделенного на реализацию подпрограммы в 2009 году включил 242 семьи, в том числе и 130 семей из г. Тольятти, семья заявительницы не вошла в список претендентов на получение социальной выплаты.
В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом Министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2009 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Указанный список утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст супругов (а) в которых достиг или достигнет до конца 2009 года 36 лет.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Бочаровой Е.В. исполнилось 36 лет, в связи с этим ее семья была исключена из списка, поскольку они перестали соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно утратили право на получение социальной выплаты как участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.
Судом обоснованно указано на то, что нормативные акты, регулирующие данные правоотношения, позволяют сделать вывод, что право на получение социальной выплаты имеют семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на ее получение.
Статус участника не предусматривает наличие права на получение социальной выплаты, он лишь свидетельствует о подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления.
Указанная социальная выплата относится к расходным обязательствам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, правом распоряжаться которыми, орган местного самоуправления не наделен.
Доводы о нарушении права на получение социальной выплаты являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Ссылка на то, что законодательством, регулирующим отношения, возникшие в рамках данной ФЦП, не предусмотрено исключение из списков ее участников, сформированных органом местного самоуправления, не может быть принята во внимание, так как данная программа ограничена сроком и ее целью является обеспечение жильем молодые семья в соответствующем планируемом периоде. Само по себе сохранение в списках органов местного самоуправления лиц, которые перестали отвечать требованиям необходимым для признания их семьи «молодой семьей» не порождает для них никаких правовых последствий, поскольку в последующий планируемый период они не могут являться претендентами на получение социальной выплаты.
Другие доводы, кассационной жалобы, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, указанным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 17.12.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бочаровой Е.В. – Рогова В.Б. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: