Судья: Борисова Е.А. Гр. дело № 33-1953/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Решетняк М.А.,
судей: Калинниковой О.А., Сорокиной Л.А.,
с участием прокурора Фоминой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента управления имуществом г.о.Самара, Главы г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 10 декабря 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Красноглинского района г.Самары в интересах Мирзабаева Б.А. к Главе городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Мирзабаеву Б.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Красноглинского района г.Самары, действующий в интересах Мирзабаева Б.А., обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Главе г.о.Самара, администрации г.о.Самара, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении жилого помещения, указав, что Мирзабаев Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте; закреплённого жилого помещения не имеет. По достижении совершеннолетия Мирзабаев Б.А. обратился в администрацию г.о.Самара с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, был поставлен на учёт в 2007 году. Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о.Самара на 2010 год, в данном списке Мирзабаев Б.А. значится по номером 200. До настоящего времени Мирзабаев Б.А. жильём не обеспечен, в связи с чем прокурор просил (с учетом уточнений) обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара, Главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара предоставить Мирзабаеву Б.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения не ниже учетной нормы жилого помещения, установленной в черте г.о.Самара, из средств областного бюджета.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит отменить решение суда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Глава г.о.Самара просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п.2 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.06 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст.5 Закона Самарской области 07.07.05 №152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Из материалов дела следует, что Мирзабаев Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается решениями Красноглинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав родителей Мирзабаева Б.А. – М.В.А. и М.А.К.
С момента признания его лицом, оставшимся без попечения родителей, и до совершеннолетия Мирзабаев Б.А. находился под опекой бабушки С.А.В. Жилого помещения за Мирзабаевым Б.А. не закреплялось; личного жилья для проживания он не имеет; ранее был зарегистрирован с опекуном по адресу: <адрес>. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Мирзабаев Б.А. признан утратившим право пользования вышеуказанным жилым помещением и снят с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Мирзабаев Б.А. включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о.Самара.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о.Самара на 2010 год. В указанном списке Мирзабаев Б.А. значится под номером 200.
До настоящего времени Мирзабаеву Б.А. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
В ходе рассмотрения дела Мирзабаев Б.А. подтвердил свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Согласно ст.22 Устава г.о.Самара (в редакции решений Думы г.о.Самара от 06.08.09) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят:
а) Дума г.о.Самара – представительный орган городского округа Самара;
б) Глава г.о.Самара – высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
в) Администрация городского округа Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о.Самара;
г) Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара (далее также – иные органы местного самоуправления г.о.Самара).
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области №115-ГД от 24.10.06 и Уставом г.о.Самара, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области, а Мирзабаев Б.А. проживает в г.Самаре, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению; в связи с чем на Главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара обоснованно возложены обязанности по предоставлению Мирзабаеву Б.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.
Доводы кассационных жалоб том, что Департамент управления имуществом г.о.Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным в решении.
Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы кассационных жалоб по мотивам, изложенным выше.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента управления имуществом г.о.Самара и Главы г.о.Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: