Судья: Колесникова Л.Ю. гр. дело № 33-1579/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Книстяпиной Н.А., Желтышевой А.И.
С участием прокурора – Сирик Ю.В.
При секретаре – Самодуровой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 26 ноября 2010 года, которым постановлено:
«Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования городского округа Самара, администрации городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния учреждения в соответствии с действующим законодательством: провести очистку от горючих отходов, и проверку работоспособности системы вентиляции и кондиционирования столовой и мастерской; провести обработку огнезащитным составом сгораемых декораций, сценического оформления, драпировки актового зала; материал, используемый для отделки стен на путях эвакуации здания, заменить на негорючий; произвести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом.
Департаменту образования, администрации городского округа Самара, администрации городского округа Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством, а именно: проведению очистки от горючих отходов и проведению проверки работоспособности системы вентиляции и кондиционирования столовой и мастерской; проведению обработки огнезащитным составом сгораемых декораций, сценического оформления, драпировки актового зала; замены материала, используемого для отделки стен на путях эвакуации здания, на негорючий; проведения проверки огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № городского округа Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения представителей Администрации г.о. Самара – Поповой Е.С., Департамента образования Администрации г.о. Самара – Макаровой Ю.С., директора МОУ СОШ № – Шехмаметьева Н.К., поддержавших доводы жалобы, а также заслушав заключение прокурора – Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г.Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, в последствии уточнив их, указав, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самара проверено соблюдение МОУ средняя общеобразовательная школа № законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Установлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения выявлено ряд нарушений, которые допускаются продолжительное время, без привлечения дополнительных средств. МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарное мероприятия. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор Железнодорожного района г.Самара просил удовлетворить иск в полном объеме.
Судом постановлено выше указанное решение.
В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит данное решение отменить, считают его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что МОУ СОШ № осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований противопожарного законодательства.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки в МОУ СОШ № были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».
Согласно Акта проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности в здании образовательного учреждения: не проведена очистка от горючих отходов и не проверена работоспособность системы вентиляции и кондиционирования столовой и мастерской (п. 2.1.11 ППБ 100-89*); не проведена обработка огнезащитным составом сгораемых декораций, сценического оформления, драпировки актового зала (п.6.16.ППБ 101-89*); материал, используемый для отделки стен на путях эвакуации здания, не отвечает требованиям пожарной безопасности, установленным (п.6.25 СНиП 21-01-97, ППБ 01-03 п. 53); не произведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом (п. 36 ППБ 01-03); на дверях лестничных клеток и коридорах, тамбурах и холлах отсутствуют уплотнение в притворах и устройства для самозакрывания (п. 3 ППБ 01-03, ППБ 101-89* п. 2.1.11).
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости от нее.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судом установлено, что непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о. Самара, Департамент образования Администрации г.о.Самара, который в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования Администрации г.о.Самара, является отраслевым функциональным органом Администрации г.о.Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ «О техническом регулировании» и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Суд пришел к правильному выводу, что выявленные в МОУ СОШ № нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что значительная часть указанных в предписании нарушений требований пожарной безопасности в настоящее время ответчиком устанена.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд законно и обоснованно удовлетворил иск Прокурора Железнодорожного района г.Самара в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 26 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи