Об обязанности устранить нарушение законодательство о противопожарной безопаснсости и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан



Судья: Емельянова Е.Н. № 33-1996

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Елистратовой Е.В.

Судей Пискуновой М.В., Книстяпиной Н.А.

При секретаре Самодуровой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 10.12.2010 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара в защиту ин­тересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № г.о. Самара, администрации г.о. Самара и Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанно­сти по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности и за­конодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан - удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразова­тельной школы № г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования администрации г.о. Самара и администрации г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий по при­ведению состояния учреждения в соответствии с действующим законодательством:

косоуры запасного лестничного марша обработать огнезащитным составом (ППБ 01-03 п. 3,СНиП 21-01-97* п. 5.18);

коридоры на третьем и четвертом этажах обработать негорючим материалом (масляная
краска на стенах) (ППБ 01-03 п. 53);

классные доски не оборудованы софитами (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02);

в туалетах кабины оборудовать дверями без запоров, оборудовать комнату личной ги­гиены для девочек (п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02);

кабинеты начальных классов (№ № 20, 21, 22, 23) обеспечить подводкой горячим водо­снабжением (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).

Департаменту образования администрации г.о. Самара и администрации г.о. Сама­ра провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, а именно:

обработки косоуров запасного лестничного марша огнезащитным составом (ППБ 01-03 п. 3,СНиП 21-01-97* п. 5.18);

обработки коридоров на третьем и четвертом этажах негорючим материалом (масляная краска на стенах) (ППБ 01-03 п. 53);

оборудования классных досок софитами (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02);

оборудования в туалетах кабин дверями без запоров, оборудования комнаты личной ги­гиены для девочек (п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02);

обеспечения кабинетов начальных классов (№ № 20, 21, 22, 23) подводкой горячего во­доснабжения (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразо­вательной школы № г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности в срок до 15.08.2011 г.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя администрации г.о. Самара Чебановой С.В. и представителя Департамента образования администрации городского округа Самара Макаровой Ю.С. в поддержание кассационной жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В. полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределен­ного круга лиц к МОУ СОШ № г.о. Самара, администрации г.о. Самара и Департамен­ту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о сани­тарно-эпидемиологическом благополучии граждан.

В исковом заявлении указал, что прокуратурой Желез­нодорожного района г.о. Самара в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ № законодательства об образовании, в ходе указанной проверки выявлены нарушения тре­бований Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Система противопожарной защиты здания МОУ СО № (являющегося муници­пальной собственностью) не позволяют гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, слу­чайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица об­разовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения.

Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются вне­бюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок по­лучателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Са­мара.

Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного Постановлением Главы г.о. Самара от 15.09.2006 г. № 2216, является отраслевым функциональным орга­ном администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, со­держащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожар­ную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоя­нием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приори­тетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимо­связаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам РФ.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Выявленные в МОУ СОШ № нарушения пожарной безопасности, а также на­рушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения допускаются продолжительное время, состояние противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности МОУ СОШ № является объектом постоянного контроля ОГПН района, Управления Роспотребнадзора Самарской области, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность принять меры по вы­делению средств на устранение вышеуказанных нарушений.

Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности провести устранение выявленных нарушений пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожар­ные мероприятия.

Прокурор Железнодорожного района г.о. Сама­ра просил суд Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразо­вательной школы № г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности в срок до 15.08.2011 г.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считает его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что МОУ СОШ № осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований действующего законодательства.

Судом установлено, что в ходе проверки в МОУ СОШ № были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно Акта проверки были установлены следующие нарушения: косоуры запасного лестничного марша не обработаны огнезащитным составом (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.18); коридоры на третьем и четвертом этажах не обработаны негорючим материалом (масляная краска на стенах) (ППБ 01-03 п. 53), классные доски не оборудованы софитами (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02); в туалетах кабины не оборудованы дверями без запоров, не оборудована комната личной ги­гиены для девочек (п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02); кабинеты начальных классов (№ № 20, 21, 22, 23) не обеспечены подводкой горячего водо­снабжения (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).

На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предпи­саний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых
услуг.

В соответствии со ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости от нее.

Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. № 294, к компе­тенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами го­родского округа Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.

Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок по­лучателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Са­мара.

Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о, Самара, утвержденного Постановлением Главы г.о. Самара от 15.09.2006 г. № 2216, является отраслевым функциональным орга­ном администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, со­держащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожар­ную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоя­нием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приори­тетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимо­связаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам РФ.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Вместе с тем, как правильно указано судом, в МОУ СОШ № нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.

Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразо­вательной школы № г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности в срок до 15.08.2011 г.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 10.12.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: