Судья: Колояров И.Ю. №33-1853
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего – Николаевой Н.М.
судей Гороховика А.С. и Моргачевой Н.Н.
с участием прокурора Кушнирчук А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Промышленного районного суда г. Самары от 12.01.2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Самара, МДОУ «Детский сад комбинированного типа № 177», департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения требований пожарной безопасности, препятствующие получение лицензии на право ведения образовательной деятельности в МДОУ № 177 в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ № 177.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Промышленного района г. Самары проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о лицензировании отдельных видов деятельности.
В ходе проверки установлено, что МДОУ № 177 действует без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок действия лицензии МДОУ № 177 истек ДД.ММ.ГГГГ
С момента истечения срока действия лицензии по настоящее время МДОУ № 177 в нарушение ч. 3 ст. 49 ПС РФ, ч. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 - 1 «Об образовании» продолжает осуществлять образовательную деятельность.
Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения ОГПН г. Самары вследствие ряда нарушений требований противопожарного законодательства, допущенных в учреждении.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН Промышленного района г. Самары в МДОУ № 177 выявлен ряд нарушений требований противопожарного законодательства РФ, в связи с чем, состояние системы обеспечения пожарной безопасности не позволяло соискателю лицензии обеспечить пожарную безопасность при осуществлении деятельности.
На сегодняшний день система противопожарной защиты здания МДОУ № 177 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем несовершеннолетних.
Так, в нарушение требований ФЗ «О пожарной безопасности» в МДОУ № 177 не представлен сертификат на линолеум в общем коридоре 1 –этажа, резерв емкости проектно-контрольных приборов, предназначенных для работы с неадресными пожарными извещателями менее 10% при числе шлейфов 20, не переработаны планы эвакуации людей на случай возникновения пожара, не оборудованы двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах..
Выявленные нарушения правил пожарной безопасности до настоящего времени не устранены и могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели или травмированию несовершеннолетних и работников учреждения.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководили организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Анализ выявленных в ходе проверки нарушений свидетельствует об отсутствии в МДОУ № 177 надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья несовершеннолетних.
Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № 177 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара от 10.07.06 № 294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:
1) составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;
2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел орган Администрации г.о. Самара.
Выявленные в ходе проверки в МДОУ № 177 нарушения правил пожарной безопасности допускаются продолжительное время, в связи с чем администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Департамент образования администрации г.о. Самары является отраслевым органом администрации г.о.Самара. прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Согласно представленных в прокуратуру района материалов следует, что данным образовательным учреждением неоднократно направлялись письма руководителю Департамента образования администрации г.о. Самара с просьбой выделить денежные средства на устранении вышеуказанных нарушений противопожарного законодательства.
Однако данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы.
Без привлечения дополнительных средств МДОУ № 177 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарного законодательства из-за отсутствия денежных средств.
Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы. Учредителем МДОУ № 177 по его Уставу является Департамент управления имуществом городского округа Самара (п. 2.1 Устава МДОУ № 177). Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности не осуществляет.
В связи с вступлением в силу с 1.01.2005 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья.
Безопасность МДОУ № 153 включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность. Обеспечение безопасности должно решаться согласно законодательным и нормативным актом РФ и достигаться проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие ответчиков незаконным, и обязать администрацию городского округа Самара, МДОУ № 177 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МДОУ № 177 в соответствие с действующим законодательством с целью получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в детском учреждении.
Судом постановлено вышеизложенное решение, которое в кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобу кассатора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Промышленного района г.Самары в МДОУ № 177 проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности, в ходе которой установлены нарушения, а именно : ОГПН Промышленного района г. Самары в МДОУ № 177 выявлен ряд нарушений требований противопожарного законодательства РФ, в связи с чем, состояние системы обеспечения пожарной безопасности не позволяло соискателю лицензии обеспечить пожарную безопасность при осуществлении деятельности, МДОУ № 177, не переработаны планы эвакуации людей на случай возникновения пожара в соответствии с ГОСТом Р.12.2.143-2009, что подтверждается актом ОГПН Промышленного района г.о. Самара от 09.12.2010г.
Судом установлено, что в настоящее время устранены все нарушения, кроме одного: не переработаны планы эвакуации людей на случай возникновения пожара в соответствии с ГОСТом Р.12.2.143-2009.
В соответствии со ст. 31, 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 66 Устава г.о. Самара от 10.07.06 №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел орган Администрации г.о. Самара.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МДОУ №177 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Также установлено, что МДОУ№177 неоднократно направлялись письма руководителю Департамента образования Администрации г.о. Самара с просьбой выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений противопожарного законодательства.Установлено, что учредителем МДОУ №177 согласно Уставу является Департамент управления имуществом г.о. Самара (п.2.1 Устава МДОУ №177).
Однако Администрацией г.о. Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара до настоящего времени денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности МДОУ № 177 г. Самары не выделены.
Безопасность МДОУ №177 включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность. Обеспечение безопасности должно решаться согласно законодательным и нормативным актом РФ и достигаться проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Судом установлено, что в настоящее время система противопожарной защиты здания МДОУ №177 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для обучающихся в МДОУ №177.Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.При таких обстоятельствах, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация г.о. Самара, и МДОУ №177 ненадлежащим образом выполняли свои функциональные обязанности, не предприняли всех необходимых мер по ликвидации сложившейся в МДОУ № 153 ситуации по устранению нарушений требований пожарной безопасности и осуществлению учебного процесса. В связи с чем, обоснованно судом требования прокурора удовлетворены.Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самары о незаконности и необоснованности решения суда несостоятельны по вышеприведенным мотивам. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 12.1.2011 г.- оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи-