Судья: Мартемьянова С.В. № 33-2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Пискуновой М.В., Книстяпиной Н.А.
При секретаре Самодуровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 06.12.2010 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №, Департаменту образования Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан -удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования городского округа Самара, Администрации городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния учреждения в соответствие с действующим законодательством:
восстановить работоспособность вентиляции на кухне (п. 67 ППБ 01-03);
провести проверку внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта;
предусмотреть выход на кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 06x08 м. по закрепленным стальным стремянкам (п.З ППБ 01-03, п. 8.4* СН] 1-01-97*);
восстановить ограждение участка, включая физкультурно-спортивную зону (п. 2.2 СанПиН 2.4.2.1178-02);
отопительные приборы оборудовать регуляторами температуры и съемными деревянными решетками (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02);
классные доски оборудовать софитами (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02);
обеспечить горячим и холодным водоснабжением кабинеты начальных классов, горячим водоснабжением умывальники в санузлах (п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2.1178-02);
гардеробы для учащихся начальной школы оборудовать в соответствии с санитарными требованиями (п. 2.3.5 СанПиН 2.4.2.1178-02);
обеспечить подачу горячей воды в цехах пищеблока (п. 3.3 СанПиН 2.4.2.1178-02);
восстановить асфальтовое покрытие на участке школы (п. 2.2.10 СанПиН 2.4.2.1178-02);
произвести замену ветхих, сгнивших рам;
при обеденном зале установить умывальники из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № городского округа Самара устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан в срок до 15.08.2011.
Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Администрации г.о. Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятии с целью приведения состояния здания Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № по адресу <адрес> в соответствии с действующим законодательством, а именно:
восстановления работоспособности вентиляции на кухне (п. 67 ППБ 01-03);
проведения проверки внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта;
выполнения выхода на кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 06x08 м. по закрепленным стальным стремянкам (п.3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП-01-97*);
восстановления ограждения участка, включая физкультурно-спортивную зону (п.2.2.3; СанПиН 2.4.2.1178-02);
оборудования отопительных приборов регуляторами температуры и съемными деревянными решетками (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02);
оборудования классных досок софитами (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02);
обеспечения горячим и холодным водоснабжением кабинеты начальных классов горячим водоснабжением умывальники в санузлах (п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2.1178-02;
оборудования гардеробов для учащихся начальной школы в соответствии с санитарными требованиями (п. 2.3.5 СанПиН 2.4.2.1178-02);
обеспечения подачи горячей воды в цехах пищеблока (п. 3.3 СанПиН 2.4.2.1178-02);
восстановления асфальтового покрытия на участке школы (п. 2.2.10 СанПиН 2.4.2.1178-02);
замены ветхих, сгнивших рам;
установке умывальников при обеденном зале установить из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя администрации г.о. Самара Чебановой С.В. и представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Макаровой Ю.С. в поддержание кассационной жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В. полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № г.о. Самара, администрации г.о. Самара и Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.
В заявлении указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самара в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ № законодательства об образовании, в ходе указанной проверки выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Система противопожарной защиты здания МОУ СО № (являющегося муниципальной собственностью) не позволяют гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения.
Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного Постановлением Главы г.о. Самара от 15.09.2006 г. № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности провести устранение выявленных нарушений пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств.
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара просил суд обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что МОУ СОШ № осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований действующего законодательства.
Судом установлено, что в ходе проверки в МОУ СОШ № выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №, Закона РФ «Об образовании», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно Акта проверки были установлены следующие нарушения: разрушено ограждение участка, включая физкультурно-спортивную зону (п.2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02); отопительные приборы не оборудованы регуляторами температуры и съемными деревянными решетками (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 ); классные доски не оборудованы софитами (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02); не обеспечены горячим и холодным водоснабжением кабинеты начальных классов, горячим водоснабжением умывальники в санузлах (п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2.1; 78-02); гардеробы для учащихся начальной школы оборудованы не в соответствии с санитарными требованиями (п. 2.3.5 СанПиН 2.4.2.1178-02); не обеспечена подача горячей воды в цехах пищеблока (п. 3.3 СанПиН 2.4.2.1178-02); не восстановлено асфальтовое покрытие на участке школы (п. 2.2.10 СанПиН 2.4.2.1178-02); не произведена замена ветхих, сгнивших рам; при обеденном зале отсутствуют умывальники из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест, также не восстановлена работоспособность вентиляции на кухне (п. 67 ППБ 01-0); стены на путях эвакуации покрыты масляной краской; не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта; не предусмотрен выход на кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 06x08 м. по закрепленным стальным стремянкам (п.З ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*).
На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых
услуг.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Принимая во внимание выше установленные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости от нее.
Между тем, судом установлено, что решением Железнодорожного районного суда от 29.09.2008 года, вступившем в законную силу, удовлетворены требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самары к МОУ СОШ №, Департаменту образования Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара удовлетворены требования прокурора об обязании Администрации г.о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара, МОУ СОШ № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания МОУ СОШ № в соответствии с действующим законодательством, а именно: стены на путях эвакуации покрыть негорючим составом.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора о проведении ответчиками необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения состояния здания МОУ СОШ № в соответствии с действующим законодательством, а именно: стены на путях эвакуации покрыть негорючим составом удовлетворению не подлежат.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Самара принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.1996 года № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете городского округа Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации городского округа Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара от 15.09.2006 № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и обязал Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности.
Доводы представителей ответчиков о том, что на момент вынесения предписаний Управлением Роспотребнадзора по Самарской области и ОГПН Железнодорожного района г.о. Самары бюджет на 2010 год был уже сформирован Решением Думы городского округа Самара от 08.12.2009 № 828 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2010 год», и только при формировании бюджета городского округа Самара по отрасли «Образование» на 2011 год могут быть учтены денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ №, суд правильно посчитал несостоятельными, поскольку как установлено судом, перечисленные в исковом заявлении нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан были выявлены еще 04.12.2008г. для устранения выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан был установлен срок до 15.08.2009г. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиками длительное время не принимались меры по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.
Доводы администрации г.о. Самара в кассационной жалобе не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 06.12.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: