Судья: Зуморина Л.В. Гр.д. № 33- 1673
ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 февраля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Книстяпиной Н.А., Подольской А.А.
с участием прокурора: Нехаевой О.А.
при секретаре: Потякиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления -Администрации городского округа Сызрань Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении Основная общеобразовательная школа № 28 г.о.Сызрань Самарской области.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань Самарской области устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении Основная общеобразовательная школа № г.о.Сызрань Самарской области, провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия по:
-замене нестандартной учебной мебели в кабинетах, соответствующей гигиеническим требованиям п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- оборудованию компьютерного класса в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
- финансовые мероприятия по организации лабораторно-инструментального контроля за качеством и безопасностью питания в соответствии с требованиями п.14.2., п.14.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действующий в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних воспитанников ОУ Основная общеобразовательная школа №, обратился в суд с иском к администрации г.о. Сызрань, Западному Управлению Министерства образования и науки Самарской области и Общеобразовательному учреждению Основная общеобразовательная школа № г.о. Сызрань Самарской области об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц.
В обоснование иска указал, что в ОУ Основная общеобразовательная школа № были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. Учреждение самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на их устранение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в ОУ Основная общеобразовательная школа № незаконным и обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства, а именно:
-заменить нестандартную учебную мебель в кабинетах, на мебель, соответствующую гигиеническим требованиям п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- оборудовать компьютерный класс в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
-организавать лабораторно-инструментального контроль за качеством и безопасностью питания в соответствии с требованиями п.14.2., п.14.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация г.о. Сызрань просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».
В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка в ОУ Основная общеобразовательная школа №.
По результатам проверки были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ Основная общеобразовательная школа №, а именно:
-учебная мебель в кабинетах нестандартная и не соответствует гигиеническим требованиям п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-компьютерный класс не оборудован в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
-не организован лабораторно-инструментальный контроль за качеством и безопасностью питания в нарушение требований п.14.2., п.14.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Установлено также, что санитарно-эпидемиологическое состояние здания школы, являющейся муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзор) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани в выданном руководителю ОУ ООШ № г.о.Сызрань предписании № от 27.11.2008г. ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.
Судом установлено, что финансирование образовательного учреждения осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией г.о. Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
В соответствии с п.п. 2.2 договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., Департамент науки и образования Самарской области и администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Согласно Уставу ОУ Основная общеобразовательная школа № обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников ОУ по время образовательного процесса.
В силу п.п.2.2 Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрации г.о. Сызрань – администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Установлено также, что на момент рассмотрения дела названные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Сызрань, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления учащихся и работающего персонала, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и признал бездействие администрации г.о. Сызрань, по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ Основная общеобразовательная школа № незаконными, и обязал администрацию г.о. Сызрань провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания школы в соответствие с действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемое решение суда по сути неисполнимо, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют действительности.
Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о том, что финансирование муниципальных учреждений по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности в ОУ Основная общеобразовательная школа №, выполнены в полном объёме, несостоятельны, поскольку проверялись судом первой инстанции но не нашли своего подтверждения.
К тому же, администрация г.о. Сызрань осуществляет функции собственника имущества, в связи с чем, суд обоснованно возложил на неё обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Сызрань – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: