Судья: Колояров И.Ю. № 33-1857О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 февраля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Яковлевой В.В.,
Судей: Сорокиной Л.А., Акининой О.А.,
При секретаре: Потякиной М.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Промышленного районного суда г. Самара от 12 января 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию МДОУ детский сад комбинированного вида № 230, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МДОУ детский сад комбинированного вида № 230 в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснения представителя Департамента имуществом г.о. Самара, Симкиной А.С., заключения прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Промышленного района г.Самары обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 230, Администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Промышленного района г.Самары проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности в МДОУ детский сад комбинированного вида № 230. В ходе проверки проведенной 25.01.2010 г. установлено, что данное учреждение осуществляет образовательную деятельность без лицензии, срок лицензии истек 01.04.2008 г. Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является невыполнение предписаний Управления Роспотребнадзора по Самарской области № 05/62 от 27.02.2008 и 05/807 от 01.10.2009 г., допущенных администрацией МДОУ №230.
В нарушение требований ст.28 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в МДОУ № 230 не соблюдаются в полной мере нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно Уставу МДОУ № 230 учредителем данного учреждения является Департамент управления имуществом г.о. Самара. Администрацией г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Прокурор Промышленного района г. Самара просил суд признать бездействие администрации МДОУ № 230, администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконным. Обязать администрацию МДОУ № 230, Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МДОУ № 230.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Судом установлено, что прокуратурой Промышленного района г.Самары проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности в МДОУ № 230. В ходе проверки установлено, что МДОУ № 230 в нарушение вышеуказанных положений осуществляет деятельность без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок лицензии МДОУ № 230 истек 01.04.2008 г.
Судом установлено, что основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие нарушений ряда норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных в учреждении, а именно: не обеспечено сплошное ограждение сеткой лестниц на высоту 1,5 м, умывальники не установлены на высоту, соответствующие росту детей, во всех группах не установлены умывальные раковины для персонала; в старших и подготовительных группах детские унитазы не оборудованы закрывающимися кабинами без запоров; не обеспечено ограждение беседок с 3 сторон, дощатое покрытие полов беседок; старшие и подготовительные группы не оборудованы 2-х местными столами с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов; в качестве солнцезащитных устройств в игровых не используются жалюзи либо тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен из хлопчатобумажных тканей, что подтверждается материалами дела.
Актом проверки от 05.09.2010 года выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а именно: из 6 пунктов предписания № 05/62 от 27.02 2008 г. в период до 15.09.2010 г. не выполнены 4 пункта. Из 6-ти пунктов предписания № 05/807 от 01.10.2009 г. в период до 15.09.2010 г. не выполнены в установленный срок 3 пункта. Выдано предписание от 05.10.2010 н. № 05/777 на устранение выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что руководство МДОУ детский сад № 230 неоднократно обращалось в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения указанных нарушений.
Между тем, судом установлено, что до настоящего времени необходимое финансирование не обеспечено.
Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.
Согласно ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрацией г.о.Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется, что влечет несоблюдение конституционного права несовершеннолетних на охрану здоровья, в связи с чем правомерно признал исковые требования прокурора Промышленного района г. Самара законными и обоснованными.
Довод кассационной жалобы о том, что суд в своем решении не указал какие права неопределенного круга лиц нарушены бездействием Администрации г.о. Самара и в чем данное бездействие выразилось, является несостоятельным.
Суд правильно указал в решении, что Администрацией г.о. Самара не осуществляется содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что предусмотрено Законом РФ «Об образовании», в связи с чем, для неопределенного круга лиц – воспитанников МДОУ детский сад комбинированного вида №230 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление их здоровья.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств, сверх утвержденных решением Думы г.о. Самара, не может являться основанием для освобождения Администрации г.о. Самара по содержанию дошкольных образовательных учреждений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самара от 12 января 2011 года оставить без изменения, жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: