О компенсации морального вреда в связи со смертью сына



Судья: Плисякова О.О. № 33-1866О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 февраля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Николаевой Н.М

Судей: Марушко Л.А., Акининой О.А.,

При секретаре: Самодуровой А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ОАО «Волжская ТГК» на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 13 января 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования - удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» в пользу Гришиной Н.М. в счет компенсации морального вреда 500.000 рублей, а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5.000 рублей, а всего 505.000 (пятьсот пять тысяч) рублей.

Взыскать с ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» в доход государства госпошлину в размере 4.000 (четыре тысячи) рублей.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснения представителя ОАО «ВТГК» Жукова А.Г., по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, возражения против удовлетворения жалобы представителя Гришиной Н.М., Сайгушинской Т.Ю., по доверенности, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гришина Н.М. обратилась в суд с иском к ОАО «Волжская ТГК» о компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что 27.08.2010 г. ее сын - Гришин Р.А., 1988 года рождения, погиб в результате несчастного случая на производстве. При выполнении своих профессиональных обязанностей электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования попал под воздействие технического электрического тока, и от полученных повреждений скончался на месте. По результатам расследования несчастного случая на производстве ответчиком был составлен акт № 1 от 17.09.2010 г.

Гришина Н.М. указала также, что сына она воспитывала одна, других детей она не имеет, с 2000 года является инвалидом третьей группы.

Смерть сына была для истицы неожиданной и трагической, она испытала сильнейший шок, находилась на стационарном, а затем на амбулаторном лечении.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Гришина Н.М. просила суд взыскать в ее пользу с ОАО «Волжская ТГК» компенсацию морального вреда, причиненного ей смертью сына в размере 22000 000 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ОАО «Волжская ТГК» просит решение суда отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности,. .. в иных случаях, предусмотренных законом.

Судом установлено, что Гришина Н.М. приходится матерью Гришину Р.А.

Из материалов дела следует, что 27.08.2010 г. Гришин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер.

Гришин Р.А. с 14.10.2009 г. работал электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания».

Из Акта № 1 от 17.09.2010 г., утвержденного директором филиала ОАО «Волжская ТГК» «ТУ по теплоснабжению в г. Самаре», следует, что 27.08.2010 г. в 13 час. 30 мин. в помещении насосной станции № 14 произошел несчастный случай на производстве, в результате которого Гришин Р.А., работающий электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, снимая плафон светильника, ухватился за его металлический корпус, который оказался под напряжением; самостоятельно освободиться от действия тока и позвать на помощь не смог. В 14 час. 15 мин реанимационная бригада констатировала смерть пострадавшего.

Причины несчастного случая: несоответствие проекта схемы освещения машинного зала насосной станции № 14, а также монтажа требованиям п.п. 1.7.33, 1.7.46, 6.1.20 ПУЭ в части отсутствия защитного зануления или заземления; неисправность светильника, возникшая в процессе его эксплуатации; неудовлетворительная организация производства в части не обеспечения мер безопасности в процессе производства работы, чем нарушены требования: п.п. 2.1.3, 3.1.5, 3.1.6 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок - ПОТ РМ-016-2001.

Смерть Гришина Р.А., 1988 года рождения, наступила от поражения техническим электрическом; ко времени наступления смерти он в состоянии алкогольного опьянения не находился.

Постановлением следователя Ленинского МСО СУ Следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской области от 26.09.2010 г. в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному вводу о том, что причинение Гришиной Н.М. морального вреда гибелью ее единственного сына в результате несчастного случая на производстве, произошедшего в ходе исполнения Гришиным Р.А. трудовых обязанностей в ОАО «Волжская ТГК» является доказанным, в связи с чем, обоснованно возложил на ответчика обязанность по компенсации морального вреда, причиненного истице.

При этом, суд правомерно не принял во внимание доводы ответчика о том, что Гришиной Н.М. не доказан факт причинения ей морального вреда, поскольку моральный вред выразился в потере единственного сына, а также прохождении лечения в связи с ухудшением состояния здоровья, что подтверждается соответствующими медицинскими документами.

Учитывая тяжесть причиненного истице морального вреда, а также требования разумности и справедливости, суд обоснованно определил размер компенсации морального вреда в сумме 500000 рублей.

Также обоснованным, по мнению судебной коллегии, является определение судом суммы, взысканной в пользу Гришиной Н.М. в качестве расходов по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, с учетом сложности дела, количества судебных заседаний, а также требований разумности и справедливости.

Довод кассационной жалобы о том, что Гришиной Н.М. не представлено доказательств, подтверждающих причинение истице морального вреда, являются несостоятельными.

В соответствии с ч.1 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает доказанным факт причинения истице морального вреда смертью сына.

Кроме того, материалами дела подтверждается частое обращение Гришиной Н.М. за медицинской помощью, а также направление ее на стационарное, а затем и на амбулаторное лечение после произошедшего несчастного случая.

Довод кассационной жалобы о том, что дело рассмотрено судом с нарушением требований о подсудности, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с п.3 ч.2 ст.33 ГПК РФ, суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Между тем, стороны не ходатайствовали о передаче дела по подсудности для рассмотрения в другой суд. К тому же, в соответствии со статьей 29 ГПК РФ Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда. Исковые требований о возмещении морального вреда причиненного смертью близкого человека, относятся к такой категории дел, поэтому суд правомерно рассмотрел иск Гришиной Н.М. по месту её жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 13 января 2011 года оставить без изменения, жалобу ОАО «Волжская ТГК» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: