Об обязании администрации организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.



Судья: Полянский А.Ю. гр.д. № 33-2300

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Книстяпиной Н.А., Подольской А.А.

при секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области на решение Шигонского районного суда Самарской области от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 1 июня 2011 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации с.п. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области – Ивлюшина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры – Ламбанина А.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об обязании администрации с.п. Шигоны м.р Шигонский Самарской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В обоснование иска указал, что проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности с.п. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области установлено, что указанная деятельность не соответствует требованиям действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. В нарушение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.88 г. №4690-88, администрацией надлежащим образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения с. Шигоны, а именно: не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории села, не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории с.п. Шигоны несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населённого пункта. Прокуратурой, в ходе выездной проверки, выявлены 8 мест несанкционированного размещения отходов в с.п. Шигоны: на <адрес>, общей площадью более 330 кв.м., на которых складируются как бытовые отходы, так и строительный мусор, обрезь деревьев, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупного рогатого скота и т.д., что подтверждается актом проверки и фотоснимками, сделанными в ходе выездной проверки.

Ссылаясь на то, что нарушения требований федерального законодательства по организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории с.п. Шигоны, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и государства как собственника земли, Самарский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать администрацию с.п. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация с.п. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п.18 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.10 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

В соответствии со ст.ст. 21, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил (п. 1.1.).

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2.).

В соответствии с п.2.1.1. СанПиН, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п.2.1.3.).

Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п.2.1.4).

Согласно п.2.2.2. СанПиН, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Пунктом 2.2.3. указанных Правил установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

Согласно Уставу с.п. Шигоны, администрация является исполнительным органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности с.п. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области.

В результате данной проверки выявлены 8 мест несанкционированного размещения отходов в с.п. Шигоны на улицах: <адрес>, общей площадью более 330 кв.м., на которых складируются как бытовые отходы, так и строительный мусор, обрезь деревьев, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупного рогатого скота и т.д., что подтверждается актом проверки и фотоснимками, сделанными в ходе выездной проверки и не оспаривалось представителем ответчика.

Также в результате проверки установлено, что ответчиком надлежащим образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения с. Шигоны: не оборудованы контейнерные площадки, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории с.п. Шигоны несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населенного пункта.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что указанные нарушения требований федерального законодательства по организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории с.п. Шигоны, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и государства как собственника земли, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, обязав ответчика, с учетом ч.2 ст.206 ГПК РФ, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.06.11 г.

Доводы администрации о том, что ими исполняется обязанность по сбору отходов и мусора в виде поведерного сбора с помощью специального транспорта имеющим лицензию МП « УК ЖКХ м.р. Шигонский», вывоз мусора осуществляется 2-3 раза в неделю, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям.

К тому же, организованный Администрацией поведерный вывоз мусора и отходов является недостаточным, в результате чего образуются несанкционированные свалки.

Указанное обстоятельство подтверждено Управлением Росприродонадзора.

Ссылка на то, что на территории частных домовладений обустройством мест расположения мусоросборников, а соответственно обеспечение контейнерами является обязанностью домовладельцев, несостоятельна, поскольку согласно требованиям указанных выше нормативных актов и СанПиН к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Каких-либо указаний на то, что собственники домовладений в сельском поселении должны непосредственно рядом с домовладением устанавливать контейнеры для сбора мусора, федеральное природоохранное и санитарное законодательство не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шигонского районного суда Самарской области от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: