Судья: Сапего О.В. Гр.д. № 33- 2257
ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 марта 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Книстяпиной Н.А., Подольской А.А.
при секретаре: Хоциной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мавриной М.Ф. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мавриной М.Ф. удовлетворить частично.
Признать за Мавриной М.Ф. право собственности по <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ года супруга ФИО1.
Оставить открытой для наследования <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> после умершего ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1.
Решение подлежит государственной регистрации в Сызранском отделе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Самарской области Министерства экономического развития РФ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., объяснение Мавриной М.Ф. в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Маврина М.Ф. обратилась в суд с иском к Филиппову В.Г., Филиппову Г.Г. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО1, после его смерти открылось наследство в виде жилого дама, расположенного по адресу: <адрес>, которое принадлежало ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ
Маврина М.Ф. в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом, но ей было отказано, поскольку в договоре дарения имеется ошибка в написании имени ФИО1, вместо «Григорию» указано «Григорьию».
Кроме нее также имеется двое наследников - Филиппову В.Г., Филиппову Г.Г., дети ФИО1 от первого брака.
Ссылаясь на то, что она имеет право на большую долю, чем <данные изъяты> доли, Маврина М.Ф. просила суд признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после умершего супруга ФИО1
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Маврина М.Ф. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из материалов дела видно, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал ФИО1 на основании нотариально удостоверенного договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела также видно, что брак между ФИО1 и Мавриной М.Ф. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, после его смерти открылось наследство в виде названного выше жилого дома.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что наследниками по закону после смерти ФИО1 являются: его супруга Маврина М.Ф., и сыновья от предыдущего брака Филиппов В.Г. и Филиппов Г.Г.
Установлено также, что в установленный законом срок стороны обратились к нотариусу с заявлениями о вступлении в права наследства, что подтверждается материалами наследственного дела № (нотариус ФИО2)
Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону им было отказано, поскольку в договоре дарения допущена ошибка в написании имени одаряемого «Григорьию» вместо «Григорию».
Таким образом, суд правильно установил, что в данном случае при изготовлении документа нотариусом допущена описка, поскольку по тексту договора имя ФИО1 как «Григорий» указано верно, и, следовательно, собственником жилого дома является наследодатель ФИО1
При этом право собственности ФИО1 не оспаривается и зарегистрировано в БТИ с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о признании за Мавриной М.Ф. право собственности на <данные изъяты> доли наследственного имущества, поскольку наследников первой очереди трое, и все они своевременно, в установленном порядке заявили о своих правах на наследство.
Суд обоснованно не принял во внимание довод истицы о том, что она имеет право на большую долю, чем <данные изъяты>, поскольку в течение трех лет перед смертью супруга осуществлял уход за ним, поскольку не основаны на законе.
При этом суд правильно указа, что законом не предусмотрено увеличение доли наследника при наследовании по закону а предусмотрено лишь преимущественное право на получение предметов домашней обстановке лицам, совместно проживавшим с наследодателем (ст. 1169 ГК РФ).
Ссылка в кассационной жалобе Мавриной М.Ф. на то, в течение трех лет перед смертью супруга осуществлял уход за ним, а дети ни какого участия по уходу за отцом ФИО1 не принимали, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку Маврина М.Ф., как опекун недееспособного ФИО1, имела право обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов с детей- Филиппова В.Г. и Филиппова Г.Г., а действующим законодательством не предусмотрено увеличение доли наследника при наследовании по закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мавриной М.Ф. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: