Судья:Гороховик О.В. гр.дело № 33-1947/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Сокол Т.Б., Захарова С.В.,
с участием прокурора Фоминой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 декабря 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Красноглинского района гор. Самары в интересах Мирзобаевой У.А. к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Мирзобаевой У.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноглинского района г. Самары в интересах Мирзобаевой У.А. обратился в суд с иском к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Мирзобаева У.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия, находилась под опекой бабушки ФИО1 Жилого помещения за ней не закреплялось, личного жилья для проживания не имеет. На основании заявления Мирзобаева У.А. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Мирзобаевой У.А. жилое помещение не предоставлено, прокурор Красноглинского района г. Самары просил суд обязать Главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Мирзобаевой У.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Департамент управления имуществом г.о. Самары и Администрация г.о. Самара просят решение отменить, считают его неправильным, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из материалов дела, Мирзобаева У.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия, находилась под опекой бабушки ФИО1
То обстоятельство, что Мирзобаева У.А. не имеет закрепленного жилья, подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация», сообщением ГУ ФРС по Самарской области.
Также установлено, что на основании заявления Мирзобаева У.А. включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городу Самаре, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Таким образом, судом установлено, что Мирзобаева У.А. до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена, социальная выплата на приобретение жилого помещения ей не выделялась.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и ответчиками не оспариваются, как и право Мирзобаевой У.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 23.03.2010г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152- ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Самарской области от 05.03.2005 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
В соответствии с положениями вышеназванного Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст.ст. 5,6,8 вышеназванного Закона Самарской области № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
С учетом изложенного суд правомерно признал неосновательными доводы представителя администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем в удовлетворении требований истца следует отказать, и правильно указал в решении, что приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании Главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самары предоставить Мирзобаевой У.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству.
Поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» переданы органам местного самоуправления, а Мирзобаева У.А. проживает в г.о. Самара, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в интересах Мирзобаевой У.А., заявленные к ответчикам.
Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара в кассационных жалобах о том, что они не являются надлежащими ответчиками по данному делу, являются необоснованными, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления, в том числе, входят Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда ссылки кассаторов в кассационных жалобах на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: