Судья: Бородина Л.А. № 33-2392О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 марта 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Яковлевой В.В.,
Судей: Акининой О.А., Тарасовой С.М.,
При секретаре: Хоциной О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 января 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Тольятти к Мэрии городского округа Тольятти о возложении обязанности устранить нарушения законодательства - отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснения представителя Мэрии г.о. Тольятти – Стрельниковой Е.Б., возражавшей против удовлетворения представления прокурора, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Тольятти в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о возложении обязанности устранить нарушения ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении Изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем понуждения к исполнению полномочий собственника в отношении автомобильных дорог в границах городского округа Тольятти.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Центрального района г. Тольятти проверкой соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что участки автомобильных дорог по улицам Комсомольской, Ленина, Ленинградской и Лесной Центрального района г.о. Тольятти находятся в состоянии, не соответствующим требованиям технических регламентов, и создающим угрозу безопасности участникам дорожного движения.
В акте обследования автомобильных дорог Центрального района т.о. Тольятти от 26.10.2010 года, указано о выявлении многочисленных недостатков. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги по ул. Комсомольской на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира); по ул. Ленина на участке от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября; по ул. Ленинградской на участке от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской; а также по ул. Лесной на участке от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения. В силу действующего законодательства лицом, обязанным содержать указанные автомобильные дороги в границах г.о. Тольятти в надлежащем состоянии является мэрия городского округа Тольятти.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г. Тольятти просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти устранить нарушения ФЗ «Об автомобильных дорогах и Дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем понуждения к исполнению полномочий собственника в отношении автомобильных дорог согласно акту обследования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурор г. Тольятти просит решение суда отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, расположенных на территории Центрального района г. Тольятти. По результатам проверки был составлен акт обследования автомобильных дорог Центрального района г.о. Тольятти от 26 октября 2010 года, из которого следует, что в ходе обследования были выявлены следующие недостатки:
- ул. Комсомольская на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира): на проезжей части продольные и поперечные трещины, волнообразования, колейность; ООТ «Пенсионный фонд» нет пешеходного перехода, отсутствует пешеходная дорожка через разделительную полосу; нуждается в проведении капитального ремонта;
- ул. Комсомольская, пересечение с ул. Новозаводской: при осуществлении правого поворота с ул. Комсомольской на ул. Новозаводскую общественному транспорту не хватает радиуса для совершения маневра;
- ул. Ленина, участок от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября: разбит, местами отсутствует бордюрный камень; выбоины размерами близкими к предельно допустимым (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93); на проезжей части продольные и поперечные трещины; необходимо выполнить планировку обочин;
- ул. Ленина, ООТ «Тех. училище»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью;
- ул. Ленина, ООТ «Детский Мир»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью;
- ул. Ленина, ООТ «Северянка»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью, отсутствует бордюрный камень вдоль заездного кармана;
- ул. Ленина, ООТ «Дворец пионеров»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью, отсутствует бордюрный камень вдоль заездного кармана, обочина занижена;
- ул. Ленина, ООТ «ул.Гагарина»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью, в заездном кармане отклонение люка ливневой канализации относительно уровня проезжей части более чем на 2 см (20 см);
- ул. Ленинградская, участок от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской: на проезжей части шелушение, волнообразования, колейность, продольные и поперечные трещины; занижен бордюрный камень; необходимо выполнить планировку обочин; нуждается в проведении капитального ремонта;
- ул. Ленинградская, ООТ «ТМО 2» (городская больница № 2 им В.В. Баныкина): отсутствуют посадочные площадки, отсутствует бордюрный камень, пассажирский павильон расположен в заездном кармане (четная сторона);
- ул. Ленинградская, пересечение с ул. Советской и в районе дома № 18: занижены люки дождеприемника более чем на 3 см (20-25 см);
- ул. Ленинградская, ООТ «театр Колесо»: бортовой камень разрушен до арматуры;
- ул. Лесная, участок от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской: продольные и поперечные трещины, колейность, волнообразования; на всем протяжении разрушен бордюрный камень; занижены обочины; на всем протяжении имеются повреждения проезжей части, размеры которых близки к предельно допустимым согласно требований ГОСТ Р. 50597-93; нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.
Также установлено, что автомобильные дороги в границах т.о. Тольятти по ул. Комсомольской на участке от ул. К.Маркса До ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира); по ул. Ленина на участке от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября; по ул. Ленинградской на участке от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской; по ул. Лесной на участке от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и лицом, обязанным содержать (в том числе производить ремонт) указанные автомобильные дороги является Мэрия городского округа Тольятти, что не оспаривалось.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст. 16 вышеуказанного Федерального закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного Надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается: органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах городского округа.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
1. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
2. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
3. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и
содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера
ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом
местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами: контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Суд обоснованно указал, что действующим законодательством предусмотрен определенный порядок для установления участков автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту, это обследование, диагностика и инженерные изыскания их фактического состояния по отношению к нормативным значениям и составление соответствующих дефектных ведомостей. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Для производства капитального ремонта составляется проектная документация, соответствующая требованиям, установленным Правительством РФ, которая в последующем представляется на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора.
Между тем, суд правильно указал в решении, что доказательств, свидетельствующих о нарушении мэрией г.о. Тольятти требований Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не представлено, поскольку как правильно признал суд, акт обследования автомобильных дорог не может быть признан надлежащим доказательством, свидетельствующим о том, каким правилам, стандартам и нормам не соответствуют дорожные покрытия.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 30.12.2009 года мэрией г.о. Тольятти заключен контракт с ЗАО «ЭкоСфера» на оказание услуг по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства Центрального района для нужд г.о. Тольятти. Для данных целей мэрией г.о. Тольятти оплачено 111949633,84 рублей. Срок действия данного контракта в соответствии с п.8.1 определен с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года. В соответствии с п.5.2 Подрядчик (ЗАО «ЭкоСфера») является ответственным лицом за состояние автомобильных дорог и осуществление содержания автомобильных дорог, а также объектов дорожного хозяйства.
При таких обстоятельствах доводы кассационного представления о необоснованности выводов суда являются несостоятельными и опровергаются доказательствами по делу.
В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 января 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г.о. Тольятти – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: