о назначении пенсии.



Судья: Сериков В.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гр. дело № 33-2414

15 марта 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Гороховика А.С.

судей: Калинниковой О.А., Решетняк М.А.

при секретаре: Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Сайфудиновой Е.Б. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 января 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Сайфутдиновой Е.Б. отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., возражения представителя УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области – Кузуб Ю.В. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сайфудинова Е.Б. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении пенсии.

В обосновании исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия по старости на основании пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 6667,10 рубля. Из них 900 рублей начислено на одного иждивенца.

Согласно расчетам УПФ ей засчитан стаж, выработанный до ДД.ММ.ГГГГ по Списку № 1 (в качестве <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 1991 года по 1994 год, всего 8 лет 4 месяца; 8 лет 3 месяца работы в районах Крайнего Севера; общий трудовой стаж 19 лет 4 месяца. На иждивении истицы находится ее сын.

Истица не согласно с произведенным расчетом пенсии и сроком, с которого она должна быть назначена.

Согласно положениям, ранее действовавшего законодательства - Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», которое подлежит применению в соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривается суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. Согласно Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается за 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет и 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Согласно ст. 13 указанного закона предусмотрено суммирование работ с различными условиями труда.

О суммировании работ с различными условиями труда говорится и в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно указанных Правил суммируются работы с вредными условиями труда и работа в районах Крайнего Севера.

Таким образом, гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-10 п.1 ст. 27 и пп. 7-9 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Указанная льгота применяется и при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. вторым пп. 1 и 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Ссылаясь на указанные обстоятельства истица полагает, что ее стаж в районах Крайнего Севера составляет 10 лет, снижение пенсионного возраста составляет (10X4) 40 месяцев; и право на пенсию у нее возникло в 41 год 8 месяцев (45 лет минус 40 месяцев), то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица ранее в 2005 году обращалась с заявлением о назначении пенсии, но заявление ответчиком принято не было.

Также с учетом положений Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

Согласно ст.2 Федерального закона «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с п. 1-4 ст. 14, п. 1,2 ст. 15, п. 1 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, истица имеет право на увеличение размера базовой части пенсии на коэффициент - 1,8, что не было сделано ответчиком.

В соответствии с вышеуказанным Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из стажевого коэффициента 0,55 для женщин, имеющих право на пенсию по Списку № 1 за выработанный ими общий трудовой стаж 15 лет и повышается на 0,01 за каждый полный год работы сверх 15 лет, но не более чем на 0,20.

Согласно подсчетам УПФ у истицы общий стаж 19 лет 4 месяца, таким образом ее стажевый коэффициент 0,55 + 0, 03, итого 0,58.

Также с учетом наличия у истицы иждивенца, размер базовой части трудовой пенсии по старости должен был быть ей установлен в размере 1200 рублей в месяц и ее повышение должно производиться с учетом иждивенца, что также не было соблюдено ответчиком.

Ссылая на изложенное, Сайфудинова Е.Б. просила суд обязать ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента - 1,8, с учетом стажевого коэффициента и с учетом иждивенца.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Сайфудинова Е.Б. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно ст. 28.1 Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, производится в календарном порядке

Из материалов дела следует, что Сафудиновой Е.Б. решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом с учетом льготного исчисления, общий трудовой стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составил 22 года 07 месяцев 17 дней, при требуемом стаже для женщин 15 лет на работах с вредными условиями труда.

Страховой стаж для определения права на пенсию составляет 26 лет 04 месяца 24 дня. Стаж работы во вредных условиях труда - 10 лет 01 месяц 18 дней.

Стаж работы в районах Крайнего Севера - 08 лет 03 месяца 12 дней.

Расчет стажа истцом не оспаривается.

Оценив представленные доказательства, суд обосновано признал доводы истицы о наличии у нее права на назначение пенсии ранее ДД.ММ.ГГГГ, а также неправильном исчислении размера пенсии необоснованными.

Доводы истицы о необходимости снижения возраста, с которого ей должна была бы быть назначена пенсия с учетом стажа ее работы во вредных условиях труда по Списку № 1 и стажа работы в районах Крайнего Севера с 45 лет до 41 года 8 месяцев, основаны на неправильном применении норм материального права.

Действующее законодательство (ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает двойное снижение возраста для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, который у истицы отсутствует. То же предусмотрено и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, и не противоречит подлежащему применению, ранее действовавшему законодательству.

Материалами пенсионного дела подтверждается факт исчисления пенсии истице с учетом стажевого коэффициента, в размере, установленном действующим законодательством, с учетом отработанного истицей стажа.

Доводы истицы о необходимости применения при исчислении пении районного коэффициента 1,8 (в связи с ее работой в районах Крайнего Севера), суд обосновано признал несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом коэффициентов (1,4; 1,7 и 1,9) применяется в отношении граждан проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера. Истица на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера не проживала и не работала. Указанные положения закона применяются также в отношении граждан, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, то есть женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лег.

Суд правильно указал, что истица вышеуказанным требованиям не удовлетворяет.

Доводы истицы о том, что пенсия начислена ей без учета иждивенца, опровергаются материалами пенсионного дела, в том числе и решением о назначении пенсии, а также вышеназванным письмо УПФ от ДД.ММ.ГГГГ №, разъясняющим порядок расчета пенсии истице.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Сайфудиновой Е.Б - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: