Судья: Емельянова Е.Н. № 33-2542
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Марушко Л.А., Шуковой Н.М.
При секретаре Потякиной М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 20.12.2010 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № г.о. Самара, администрации г.о. Самара и Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан - удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования администрации г.о. Самара и администрации г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния учреждения в соответствии с действующим законодательством:
- отопительные приборы оборудовать съемными деревянными решетками с регуляторами температуры (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02);
- умывальники в кабинетах начальной школы, физики, санузлов обеспечить горячим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).
Департаменту образования администрации г.о. Самара и администрации г.о. Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- оборудования отопительных приборов съемными деревянными решетками с регуляторами температуры (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02);
- обеспечения умывальников в кабинетах начальной школы, физики, санузлов горячим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности в срок до 15.08.2011 г.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя администрации г.о. Тихониной Н.П. и представителя Департамента образования г.о. Самара Макаровой Ю.С. в поддержание кассационной жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В. полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № г.о. Самара, администрации г.о. Самара и Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.
В исковом заявлении указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самара в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ № законодательства об образовании, в ходе указанной проверки выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Система противопожарной защиты здания МОУ СО № (являющегося муниципальной собственностью) не позволяют гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения.
Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного Постановлением Главы г.о. Самара от 15.09.2006 г. № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности провести устранение выявленных нарушений пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств.
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара просил суд Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что МОУ СОШ № осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований действующего законодательства.
Судом установлено, что в ходе проверки в МОУ СОШ № были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно акта проверки были установлены следующие нарушения: отопительные приборы не оборудованы съемными деревянными решетками с регуляторами температуры (п. 2.5.1. СанПиН 2.4.2.1178-02); умывальники в кабинетах начальной школы, физики, санузлов не обеспечены горячим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых
услуг.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Самара принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.1996 года № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете городского округа Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации городского округа Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара от 15.09.2006 № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и обязал Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и законодательства о противопожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 20.12.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: