О признании недействительными приказов об отказе в признании безработным, о постановке на учет в качестве безработного и назначении пособия



Судья: Никонова Л.Ф. гр.д. № 33-2550

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«21» марта 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Книстяпиной Н.А., Сказочкина В.Н.

при секретаре: Потякиной М.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Жукова А.Б. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 24 января 2011 г., которым постановлено:

«Жукову А.Б. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ГУ – Центр занятости населения г.о.Жигулевск о признании недействительными приказа об отказе в признании безработным, о постановке на учет в качестве безработного и назначении пособия отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., возражения на жалобу представителя ГУ – Центра занятости населения г.о. Жигулевск – Литвиновой Е.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жуков А.Б. обратился в суд с иском к ГУ – Центр занятости населения г.о. Жигулевск о признании недействительным приказа об отказе в признании безработным, о постановке на учет в качестве безработного и назначении пособия, указав, что с 2008 г. по 13.09.10 г. он состоял на учете в центре занятости, как лицо, признанное безработным.

С учета он был снят в связи с направлением его центром занятости на обучение. Профессиональная подготовка была завершена 13.10.10 г. С этого момента ответчик, не предъявляя к нему каких-либо дополнительных требований, обязан был возобновить его учет в качестве безработного.

Указал, что он обращался с таким требованием в центр занятости 14.10.10 г., однако на учет ответчиком поставлен не был. Позже ответчик выдал ему несколько направлений на работу, часть вакансий были закрыты, а от оставшихся предложений он отказался, поскольку посчитал предложенную работу неподходящей по тем основаниям, что предлагаемый по данным вакансиям заработок был ниже среднего заработка по его последнему месту работы (менее 5884 руб., которые он зарабатывал в 2007 г. в ЗАО «Тольяттистройтранс»).

Одна из предложенных в этот период вакансий (работа дворника) ему противопоказана по состоянию здоровья, так как он страдает кожным заболеванием.

Указал также, что повторно обратился к ответчику по вопросу постановки на учет в качестве безработного в ноябре 2010 г., приказом от 02.12.10 г. он признан безработным, с этого момента ему назначено минимальное пособие по безработице.

Ссылаясь на то, что своими действиями ответчик нарушает его права, предусмотренные законом «О занятости населения в РФ», Жуков А.Б. просил признать признать незаконным приказ директора центра занятости от 26.10.10 г. об отказе в признании его безработным, обязать ответчика продолжить его учет в качестве безработного с 13.10.10 г., обязать ответчика назначить ему пособие по безработице, исходя из величины его среднего заработка по последнему месту работы, признать незаконным отказ в перечисленных выше требованиях, оформленный в виде письма руководителя центра занятости № от 18.11.10 г..

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Жуков А.Б. просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.91 г. «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.3 Закона РФ № 1032-1, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В соответствии со ст.4 Закона РФ № 1032-1, подходящей считается, в том числе, работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

В соответствии с ч.3 ст.34 Закона РФ № 1032-1, гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице определяется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Закона.

В соответствии с ч.1 ст.30 Закона РФ № 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Из материалов дела следует, что Жуков А.Б. состоял на учете в центре занятости г.о. Жигулевск в качестве безработного с 20.03.08 г. по 13.09.10 г. и был снят с учета, в связи с прохождением профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии.

Исходя из требований ч.3 ст.34 Закона РФ № 1032-1, граждане, завершившие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости безработными могут быть признаны только в общем порядке, каких-либо исключений для данных категорий граждан, касающихся соблюдения процедуры признания безработными (путем возобновления учета) Законом не установлено, в связи с чем суд правильно признал утверждения истца об обязанности ответчика возобновить его учет в качестве безработного после завершения переподготовки несостоятельными.

Порядок предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы регламентирован административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.06 г. № 513.

Согласно п.39 регламента, что прием получателей государственной услуги работниками государственного учреждения службы занятости ведется без предварительной записи в порядке живой очереди. Для получения государственной услуги в поиске подходящей работы граждане представляют следующие документы: заявление-анкета о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы; паспорт гражданина или иной документ, его заменяющий; трудовую книжку; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражданина; справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Из материалов дела следует, что с заявлением-анкетой о предоставлении услуги после завершения прохождения профессиональной подготовки истец к ответчику обратился 19.10.10 г., с указанного времени истец считался зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Суд пришел к правильному выводу о том, что заявление истца от 14.10.10 г., содержащее требование о постановке на учет с 13.10.10 г., в связи с окончанием обучения, не может являться основанием регистрации его в качестве лица, ищущего работу, поскольку, закон не устанавливает безусловной регистрации прошедших обучение лиц в качестве безработных.

Установлено, что после регистрации в целях поиска подходящей работы 19.10.10 г. истцу ответчиком были выданы несколько направлений на работу. Истец отказался от вакансий дорожного рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, подсобного рабочего и дворника в ГОУ СПО «Жигулевский радиотехнический техникум», Жигулевской воспитательной колонии и ООО «Чистый двор» по причине низкого заработка, в связи с чем, приказом ответчика № от 26.10.10 г. ему было отказано в признании безработным на основании ст.3 Закона РФ « О занятости населения в РФ».

По повторному обращению истца к ответчику, 25.11.10 г., он был признан безработным приказом от 02.12.10 г. с назначением пособия в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента.

Отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд пришел к правильному выводу о том, что истец, с учетом ст.4, ст.30 Закона РФ № 1032-1, как лицо, желающее возобновить работу после длительного (более года) перерыва был не вправе претендовать на предоставление ему только той работы, заработок по которой ставился бы в зависимость от его заработка по последнему месту работы в 2008 г., а ответчик имел право предложить ему трудоустройство на любую оплачиваемую должность с заработком не ниже минимального размера оплаты труда.

Поскольку истец отказался от предложенных ему вакансий два раза, он не мог быть признан безработным, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным приказа от 26.10.10 г.

Также суд обоснованно не принял во внимание доводы истца о недопустимости предложения ему ответчиком работы в ООО «Чистый город» дворником, поскольку согласно ответу МУЗ «ЦГБ т.о. Жигулевск», предложенные истцу вакансии дворника, подсобного рабочего на являются противопоказанными при его заболевании.

Суд обоснованно не принял во внимание доводы истца о неправомерности назначения ему ответчиком пособия по безработице в минимальном размере, поскольку, лицам, не работавшим перед наступлением безработицы более 12 месяцев, пособие назначается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Также суд правильно указал, что требование истца об отмене ответа ответчика № от 18.11.10 г., не могут рассматриваться как направленные на устранение нарушений каких-либо прав истца, поскольку в данном письменном ответе ответчика содержатся только разъяснения оснований ранее совершенных действий по отказу в признании истца безработным, таким образом, данным ответом не принято каких-либо решений, направленных на изменение или ограничение прав истца.

При наличии таких обстоятельств, суд обоснованно отказал Жукову А.Б. в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы Жукова А.Б. о том, что судом не были исследованы все обстоятельства дела – неубедительны, судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, им дана полная, правильная и объективная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 24 января 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Жукова А.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: