О признании права на жилое помещение



Судья: Курунтяева О.Д. № 33-2455

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Елистратовой Е.В.

Судей Шабаевой Е.И., Подольской А.А.

При секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 01.02.2011 г., которым постановлено:

«Исковые требования Сысоевой Н.Ф., Коробцова В.А., Коробцова А.В. и Коробцовой Т.Г. удовлетворить.

Признать за Сысоевой Н.Ф., Коробцовым В.А., Коробцовым А.В. и Коробцовой Т.Г. право на предоставление освободившейся комнаты площадью 12,9 кв.м. в коммунальной квартире общей площадью 61,8 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма на квартиру общей площадью 61,8 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя департамента управления имуществом г.о. Самара – Геворгян О.С., в поддержание кассационной жалобы, возражения Коробцовой Т.Г. и Коробцова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сысоева Н.Ф. Коробцов В.А. Коробцов А.В. и Коробцова Т.Г. обратились в суд с исковым заявлением к департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права на заключение договора социального найма.

В заявлении указали, что Сысоева Н.Ф. являясь нанимателем 2 комнат площадью 31,3 кв.м. в 3 комнатной коммунальной квартире общей площадью 61,8 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>, с согласия членом своей семьи обратилась с заявлением в Департамент управления имуществом городского округа Самара о предоставлении им освободившийся комнаты в коммунальной квартире площадью 12,9 кв.м. Письмом руководителя управления по жилищным вопросам от 9 ноября 2010 года им было отказано в связи с тем, что в квартиру без согласия наймодателя были вселены и зарегистрированы ФИО2 и Коробцова Т.Г., которые по мнению руководителя управления по жилищным вопросам, не являются членами семьи нанимателя.

Однако, ФИО2 выехала из квартир и была снята с регистрационного учета 29.04.2009 года когда в качестве члена семьи была вселена и зарегистрирована в квартире супруга Коробцова А.В. - Коробцова Т.Г.

Они поставлены на очередь на предоставление жилья, как малоимущие в соответствии с распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 31.08.2009 года № с составом семьи 4 человека - Коробцов А.В., Коробцова Т.Г. Коробцов В.А. и Сысоева Н.Ф.

В управление по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о.Самара ими были представлены все необходимые документы о их доходах и отсутствии недвижимости и автотранспортных средств, поэтому полагают отказ в предоставлении освободившейся комнаты площадью 12,9 кв.м. необоснованным и незаконным.

Истцы просили суд признать за ними право на предоставление освободившейся комнаты площадью 12,9 кв.м. в коммунальной квартире общей площадью 61,8 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма на квартиру общей площадью 61,8 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считает его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и иных, предусмотренных жилищным законодательством, оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Из материалов дела следует, что трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> является коммунальной, общей площадью 61,8 кв.м. нанимателем спорной комнаты площадью 12,90 кв.м. являлся ФИО1, который в соответствии с решением Красноглинского районного суда г.Самары от 11.10.2007 года был снят с регистрационного учета. Нанимателями двух других комнат площадью 31,30 кв.м. являются Сысоева Н.Ф. Коробцов В.А. Коробцов А.В. и Коробцова Т.Г.

Судом установлено, что истцы приобрели право пользования жилым помещением, а именно комнатами площадью 31,30 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела.

Доводы представителя ответчика о том, что регистрация Коробцовой Т.Г. в жилом помещении по вышеуказанному адресу является незаконной, поскольку она была вселена в жилое помещение в 2009 году без согласия наймодателя, суд обоснованно не принял во внимание по следующим основаниям.

Судом установлено, что Сысоева Н.Ф. с 1992 года по 2001 год являлась единственным нанимателем двух комнат площадью 31,30 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес>.

23.03.2001 года она вселила и зарегистрировала в данные комнаты своего зятя Коробцова В.А. и внука Коробцова А.В.

Также установлено, что на момент вселения Коробцова В.А. и Коробцова А.В. в жилое помещение, в соответствии с действующим законодательством на тот период времени не требовалось согласие наймодателя.

Кроме того, проживая в одном жилом помещении, Сысоева Н.Ф., Коробцов А.В. и Коробцов В.А. вели общее хозяйство, являлись членами семьи нанимателя, были вселены как члены семьи нанимателя. Коробцов А.В. и Коробцов В.А. были включены в лицевой счет по оплате коммунальных платежей.

Более того, согласно пояснениям Сысоевой Н.Ф. она право Коробцовых на жилое помещение никогда не оспаривала и не оспаривает.

Согласно ст. 69 ч 2 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Как следует из материалов дела, в 2009 году Коробцов А.В. и Коробцова Т.Г. зарегистрировали брак и впоследствии Коробцова Т.Г. была вселена в жилое помещение с согласия всех членов семьи нанимателя.

В соответствии со ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов семьи, в том числе временно отсутствующих членов семьи и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что при вселении Коробцовой Т.Г. не требовалось согласия наймодателя, а именно Департамента управления имуществом городского округа Самара, поскольку наниматель жилого помещения Коробцов А.В. вселял в жилое помещение, на которое сам приобрел право, свою супругу Коробцову Т.Г.

Судом установлено, что после вселения Коробцовой Т.Г., она была включена в лицевой счет, на неё начислялись коммунальные платежи, оплачивались коммунальные платежи и Департамент управления имуществом г.о. Самара право ее на жилое помещение не оспаривал.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что договор социального найма на две комнаты площадью 31,30 кв.м. в <адрес> между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и Сысоевой Н.Ф. Коробцовым В.А. Коробцовым А.В. и Коробцовой Т.Г. фактически состоялся в 2009 года, с момента вселения Коробцовой Т.Г.

В соответствии с Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 года № учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 13,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживания в квартирах коммунального заселения.

Суд, исходя из общей площади <адрес>, которая составляет 61,8 кв.м., обеспеченность общей площадью жилого помещения Сысоевой Н.Ф. Коробцова В.А. Коробцова А.В. и Коробцовой Т.Г. составляет менее 13 кв.м., пришел к правильному выводу о том, что они являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения.

Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 года № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере: на семью из двух и более человек - по 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире таких граждан, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. При отсутствии в коммунальной квартире указанных выше граждан, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. При отсутствии таких граждан в коммунальной квартире, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

В соответствии с распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 31.08.2009 года №-р Сысоева Н.Ф. Коробцов А.В. Коробцов В.А. и Коробцова Т.Г. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и до настоящего времени состоят на данном учете.

Согласно ответу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 21.12.2010 года номер их очереди - 13986.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи Сысоевой Н.Ф. Коробцова В.А. Коробцова А.В. Коробцовой Т.Г., который значительно ниже прожиточного минимума, установленного законодательством, отсутствия у них в собственности какого либо имущества, с учетом обеспеченности их общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, нуждаемости их в жилом помещении, с учетом разумности и справедливости, обоснованно признал за ними право на спорное жилое помещение площадью 12,9 кв.м.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.

Согласно ст. 674 ГК РФ и ст. 63 ЖК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Учитывая данные обстоятельства, суд обоснованно обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара, заключить с истцами договор социального найма на <адрес>

Указанный вывод суда является правильным, основан на вышеприведенных нормах и разъяснениях и подтвержденный имеющимися в деле доказательствами.

Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара в кассационной жалобе не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Ссылка Департамента управления имуществом г.о. Самара в кассационной жалобе в обоснование своих доводов на ответ прокуратуры Красноглинского района г. Самары не может быть принята во внимание, поскольку ответ прокуратуры не имеет в данном случае правового значения и не может служить основанием для признания регистрации Коробцовой Т.Г. в спорном жилом помещении незаконной.

Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 01.02.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: