Судья Дурнова Н.Г. гр.дело № 33- 2591/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Решетняк М.А.
Судей Калинниковой О.А. и Ефремовой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 03.02.2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Кировского района г.Самары в интересах Дугушиной Е.В. - удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Дугушиной Е.В. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству из средств областного бюджета».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., заключение прокурора Хуснутдиной А.Р., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Дугушиной Е.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что Дугушина Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей сирот, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за ней не закреплялось, собственником кого-либо жилья не является. Указывая на то, что по достижении 18 лет Дугушина Е.В. должна быть обеспечена жилым помещением, была включена в очередь в список для получения жилья, прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить ей социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152- ГД «Об отдельных
мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской
области от 29.10.2008 г. № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Из материалов дела следует, что Дугушина Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей сирот, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 10.12.1999г. мать Дугушиной Е.В. - ФИО2 лишена родительских прав, отец – ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дугушина Е.В.являлась воспитанницей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.
В соответствии с постановлением Администрации <данные изъяты> и договором от ДД.ММ.ГГГГ была передана в приемную семью ФИО1 и ФИО3
В настоящее время Дугушина Е.В. зарегистрирована по адресу приемных
родителей - <адрес>, проживает с гражданским мужем у его родителей, воспитывает дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В собственности жилых помещений Дугушина Е.В. не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения.
Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учет и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округа Самара на 2010 г. под номером 61.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Дугушиной Е.В. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ему не выделялась.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Дугушина Е.В. желает получить социальную выплату на приобретение жилья, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
В соответствии ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
ст. 22 Устава г.о.Самара предусматривает, что в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят: Дума г.о.Самары -представительный орган г.о.Самары; Глава г.о.Самары- высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; Администрация г.о.Самара- исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о.Самара; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара (далее также иные органы местного самоуправления г.о.Самара).
В соответствии с Уставом г. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
Как следует из пояснений представителей Главы, Администрации и Департамента при разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, они все задействованы в пределах своей компетенции.
Суд обоснованно не принял во внимание доводы представителя Администрации г.о. Самары и Главы г.о. Самары выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить таким лицам жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
Также суд правильно отклонил доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на Главу г.о. Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком. Данное утверждение противоречит ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. №115- ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и Устава г.о. Самара, в соответствии с которым Департамент управления имуществом г.о. Самара входит в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.
Указание ответчиков на то, что в ДД.ММ.ГГГГ Дугушина Е.В. участвовала в приватизации квартиры <адрес>, суд правомерно оценил критически со ссылкой на то, что ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была продана.
В данный период времени родители Дугушиной Е.В. были живы и не лишены родительских прав, распоряжались совместным с дочерью имуществом.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара в пределах своей компетенции, обязаны осуществить предоставление Дугушиной Е.В. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление указанных полномочий из средств областного бюджета.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда и сводятся к переоценке выводов суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 03.02.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: