о возложении обязанностей принять неотложные меры к недопущению складирования, вывозу и последующей утилизации бытовых отходов.



Судья: Евдокименко А.А. гр. дело № 33-2544/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Лазарева Н.А.

судей – Шабаевой Е.И., Желтышевой А.И.

с участием прокурора – Сирик Ю.В.

при секретаре – Самодуровой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Иск Прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц - жителей городского округа Самара - удовлетворить частично и обязать - Администрацию Железнодорожного района городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара и Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара принять меры к вывозу для последующей утилизации бытовых отходов, несанкционированно складированных на земельном участке - расположенном <адрес>, рядом с нежилым зданием №

В удовлетворении иска - в остальной части - Прокурору Железнодорожного района города Самары – отказать.».

Заслушав доклад судьи по делу Лазарева Н.А., объяснения представителя Администрации Железнодорожного района городского округа Самара – Киселевой О.А., представителя Администрации г.о. Самара – Тихониной Н.П., поддержавших доводы жалоб, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Железнодорожного района г. Самара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. о. Самара — к Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, Администрации г. о. Самара и Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о возложении обязанностей принять неотложные меры к недопущению складирования, вывозу и последующей утилизации бытовых отходов. В обосновании исковых требований указал, что при проведении проверки прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самара о соблюдение Администрацией г. Самара и Администрацией Железнодорожного района г.о. Самара, Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения было установлено, что ответчиками не принимаются меры для устранения складирования бытового мусора, так на земельном участке, расположенном напротив нежилого здания, находящийся по адресу: <адрес> длительное время осуществляется несанкционированное хранение бытового мусора, что отрицательно влияет на окружающую среду, состояние грунта, благополучия населения, а также создает угрозу жизни, способствует возникновению и распространению заболеваний.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ответчиков принять неотложные меры к недопущению складирования, вывозу и последующей утилизации бытовых отходов на земельном участке, расположенном напротив нежилого здания, находящийся по адресу: <адрес>

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационных жалобах Администрация Железнодорожного района г.о. Самара, Администрация г. о. Самара и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара просят решение суда отменить, т.к. считают его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

По смыслу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно п.п. 1,18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу со ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселении, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.99 № ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологической благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Устава городского округа Самара (принят решением Думы городского округа Самара от 10.07.06 г. №294) к вопросам местного значения городского округа Самара относятся мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа Самара, организация благоустройства и озеленения территории городского округа Самара.

В соответствии с п. 2 Постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 «Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара» координацию и организацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, озеленению территории городского округа, освещению улиц городского округа осуществляет Администрация городского округа Самара, территориальные органы Администрации городского округа Самара, уполномоченный функциональный (отраслевой) орган Администрации городского округа Самара.

Согласно Постановлению Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 г. N 1236 «Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Самарской области> система уборки и очистки городских территорий предусматривает рациональный сбор, своевременное удаление и вывоз отходов в места их хранения, утилизации или захоронения в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных мест" и действующего законодательства в области обращения с отходами.

В соотвествии с п.п. 1.2,1.8, 2.2.1, 2.2.9 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В силу с п. 3 раздела «Отходы» Приложения к Постановлению Главы городского округа Самара от 23.10.07 № 896 "Об утверждении комплексного плана основных мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, условий проживания населения в городском округе Самара на 2008 — 2010 годы" ответственными за организацию работ по ликвидации несанкционированных свалок в городе являются территориальные органы Администрации городского округа Самара.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на земельном участке, расположенном напротив нежилого здания, находящийся по адресу: <адрес>, организована несанкционированная свалка мусора, чем нарушены п. п. 1.2, 1.8, 2.2.1, 2.2.9 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрацией Железнодорожного района г.о. Самара, Администрацией г.о. Самара, а также Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара допущено незаконное бездействие, выразившиеся в отсутствии надлежащего контроля за использованием земельного участка, расположенном напротив нежилого здания, находящийся по адресу: <адрес> и допущении на этом земельном участке несанкционированного складирования бытового мусора, которое отрицательно влияет на окружающую среду, состояние грунта, благополучие населения, а также создает угрозу жизни, способствует возникновению и распространению заболеваний, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования прокурора в части возложения обязанностей принять неотложные меры к недопущению складирования, вывозу и последующей утилизации бытовых отходов на вышеуказанном земельном участке.

Доводы кассационных жалоб о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 28 декабря 2010 года, оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: