Списками предусмотрен перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости



Судья: Сергеева Н.В. гр. дело № 33-2710О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Шуковой Н. М.

судей - Сказочкина В. Н., Салдушкиной С. А.

при секретаре - Мучкаевой Н. М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Корневой Т.Н. на решение Советского районного суда г.Самара от 26 января 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Корневой Т.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения Корневой Т.Н. и ее представителя по доверенности Белицкой Г.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности Тулигеновой А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корнева Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 28.06.2010г. она обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. Ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не засчитав в специальный стаж ряд периодов работы.

Не согласившись с данным решением, Корнева Т.Н. обратилась в суд и просила включить в специальный стаж периоды работы с 30.08.1984г. по 18.04.1988г. в должности руководителя танцевального коллектива во Дворце пионеров и школьников г.Алушта Крымской области, с 19.04.1988г. по 05.07.1988г. в должности руководителя танцевального коллектива средней школы № 3 г.Алушта Крымской области, с 06.07.1988г. по 10.01.1994г. в должности руководителя танцевального коллектива средней школы № 3 г.Алушта Крымской области, с 01.01.2001г. по 15.01.2008г., с 17.01.2008г. по 22.07.2009г., с 20.08.2009г. по 28.06.2010г. в должности педагога дополнительного образования и назначить пенсию со дня обращения в пенсионный фонд.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Корнева Т.Н. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.7 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, 28.06.2010г. Корнева Т.Н. обратилась в УПФ в Промышленном районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия на момент обращения требуемого специального стажа 25 лет.

В специальный стаж кроме прочего не засчитаны периоды:

- с 30.08.1984г. по 18.04.1988г. в должности руководителя танцевального коллектива во Дворце пионеров и школьников г.Алушта Крымской области, с 19.04.1988г. по 05.07.1988г. в должности руководителя танцевального коллектива средней школы № 3 г.Алушта Крымской области, с 06.07.1988г. по 10.01.1994г. в должности руководителя танцевального коллектива средней школы № 3 г.Алушта Крымской области, поскольку Списками данная должность не предусмотрена;

- с 01.01.2001г. по 15.01.2008г., с 17.01.2008г. по 22.07.2009г., с 20.08.2009г. по 28.06.2010г. в должности педагога дополнительного образования, т.к. не выполнены 2 условия в соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, на 01.01.2001г. не выработано 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в Списке.

Суд пришел к правильному выводу об обоснованности исключения данных периодов работы из специального трудового стажа истицы.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. N 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном Списке, а также в ранее действовавших Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067, и Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463, отсутствует наименование должности «руководитель кружка», «руководитель класса», «руководитель коллектива».

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397, действовавшее в период работы Корневой Т.Н., также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.

В связи с этим суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж Корневой Т.Н. периодов ее работы в должности руководителя танцевального коллектива, поскольку обратное противоречило бы нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 01.10.2010г. № 46-В10-8.

Доводы истицы о возможности установления тождества выполняемых ею функций, условий и характера ее деятельности в должности «руководитель танцевального коллектива» и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования суд правильно не принял во внимание.

Приказом Минобразования Российской Федерации от 25.01.1993г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность «педагог дополнительного образования», которая впервые была включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067, а позднее - в Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. N 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».

Изложенное, как правильно указал суд, свидетельствует о том, что в данном случае в январе 1993 года имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Аналогичные выводы приведены в Определении Верховного суда РФ от 01.10.2010г. № 46-В10-8.

Судом также установлено, что в периоды с 01.01.2001г. по 15.01.2008г., с 17.01.2008г. по 22.07.2009г., с 20.08.2009г. по 28.06.2010г. истица работала в должности педагога дополнительного образования.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781, определено, что работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абз.3 п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067.

Поскольку должность Корневой Т.Н. и учреждение, в котором она работала в периоды с 01.01.2001г. по 15.01.2008г., с 17.01.2008г. по 22.07.2009г., с 20.08.2009г. по 28.06.2010г. соответствует должности «педагог дополнительного образования», указанной в п.2 раздела «Наименование должностей» и учреждению дополнительного образования детей, указанному в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка, то, исходя из условий, приведенных в п.12 Правил, работа Корневой Т.Н. в должности педагога дополнительного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей - детской школе искусств № 10 г.о.Самара, могла быть зачтена в специальный стаж работы только в том случае, если бы истица на 01.01.2001г. имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Между тем, на 01.01.2001г. специальный стаж Корневой Т.Н. составляет менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, отсутствуют правовые основания для включения вышеназванных периодов в специальный трудовой стаж и назначения пенсии.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на момент обращения Корневой Т.Н. в пенсионный орган, у нее отсутствовал трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, суд правильно отказал в удовлетворении требования о назначении пенсии.

Доводы Корневой Т.Н. в кассационной жалобе, оспаривающие отказ в удовлетворении требований о включении в специальный стаж указанных периодов работы, – не состоятельны по мотивам, изложенным выше.

Доводы в жалобе о том, что в ходе судебного разбирательства истица также просила включить в специальный стаж период с 01.02.1980г. по 31.08.1980г., - также не состоятельны, поскольку в материалах дела отсутствует письменное заявление об уточнении исковых требований. Утверждение кассатора, что заявление об уточнении исковых требований может быть сделано в устной форме – не основано на законе. Изменение, дополнение или уточнение иска должно быть осуществлено в письменной форме - иное противоречило бы положениям ст. 131, 132 ГПК РФ и могло бы привести к нарушению прав других лиц, участвующих в деле, которым должны быть вручены копии искового заявления, в том числе заявления об уточнении требований.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Самара от 26 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Корневой Т.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-