Судья Ермакова О.А. Гр. дело № 33-2448
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 марта 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
Председательствующего Шуликиной С.М.
Судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.
При секретаре Мучкаевой Н.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Тарасовой Н.А. – Лахай А.Б. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 12 января 2011 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Тарасовой Н.А. к Министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 827,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Н.А.», участок №Е - отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., объяснения представителя Тарасовой Н.А. в лице Лахай А.Б., действующего по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
Тарасова Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 827,10 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Н.А.», участок №Е в соответствии с планом установления границ земельного участка, подготовленным ООО «Б» от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно для ведения садоводства указанного земельного участка. К заявлению о предоставлении земельного участка был приложен весь необходимый комплект документов. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало ей в предоставлении указанного земельного участка в собственность, в связи с тем, что согласно ответу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок числится в государственном лесном фонде, относится к землям лесного фонда, находится в квартале 139 Ново-Буянского лесничества и соответственно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ не подлежит передаче в собственность гражданам.
С основаниями отказа истица не согласна, поскольку согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок в соответствии с топографическим материалом Департамента и Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области», расположен в границах г.о. Самара на территории Красноглинского района, в связи с чем истица считает, что данный земельный участок может быть предоставлен ей в собственность.
Указывая на то, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), соответственно не может являться участком лесного фонда, и относится к землям лесного фонда, и ссылаясь на нормы ч.2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в силу которых она вправе получить однократно в собственность бесплатно земельный участок для ведения садоводства, истица просила суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 827,10 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Н.А.», участок №Е согласно прилагаемому проекту установления границ земельного участка, подготовленному ООО «Б».
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ст. 209 ГК РФ право владение, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.
Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД « О земле» земельные участки, в том, числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобретали в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п. 1 статьи 3 Федерального Закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставление ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 827,10 кв.м, расположенного по указанному адресу, используемого для садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области Тарасовой Н.А. было отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка, поскольку данный участок числится в государственном лесном реестре, относится к землям лесного фонда и находится в квартале 139 Ново-Буянского лесничества и имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежит. (л.д. 22).
Согласно п. 3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 ЛК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. № 34 «О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области» осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
На основании ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
Возможности передачи в собственность гражданину бесплатно лесного участка в Лесном кодексе не содержится.
Доводы истицы о том, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, суд правильно признал несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>-0-1, испрашиваемый земельный участок расположен в границах г.о. Самара, на территории Красноглинского района. В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (зона Р-5).
Из ответа Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что согласно данным единой системы геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС), путем ввода координат земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Н.А.», участок 266Е, было установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала 139 Ново-Буянского лесничества.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.12.2008 г. № 435 (с изменениями от 27.04.2010 г. внесенными приказом Рослесхоза № 154) и постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 г. № 149 «Об утверждении лесного плана Самарской области» Ново-Буянское лесничество находится на землях лесного фонда. Указанные нормативные правовые акты никем не оспорены и являются действующими.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
На основании ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Градостроительный кодекс РФ определяет правила и порядок подготовки генеральных планов муниципальных образований. В Генеральном плане отображаются границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав.
Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № отображены границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав. Законом Самарской области от 22.05.2005 года № 61-ГД «Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области» были установлены границы г.о. Самары и Самарской области.
Земельный кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие, что в границах населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Однако в границах муниципальных образований также могут быть земли иных категорий.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № А62-1807/2006, по смыслу ст. 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с учетом изменений, внесенных ст. 25 и 33 Федерального закона РФ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.
Суд дал правильную оценку вышеуказанным нормам права и пришел к обоснованному выводу, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, появляется лишь правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений.
Исходя из положений ст. ст. 3,6,11 Лесного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 3,85 Земельного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности, установленные выше обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам в составе земель населенных пунктов, имеющий имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежит приватизации.
Ссылка истицы на ответ Министерства природопользования, лесного хозяйства охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, первоначально содержащий информацию о том, что испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда не относится, суд правильно не принял во внимание, поскольку не является основанием для удовлетворения исковых требований.
Как следует из письменных возражений, а также пояснений представителя Министерства природопользования, лесного хозяйства охраны окружающей среды Самарской области ФИО1, данных в судебном заседании, такой ответ был дан в связи с отсутствием в 2009 г. в Департаменте лесного хозяйства Самарской области информационного обеспечения первой очереди геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС), а также единой системы координат.
Доводы Тарасовой Н.А. о том, что согласно решениям исполнительного комитета Куйбышевского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №/В, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № у гослесфонда Ново-Буянского леспромхоза Задельненского лесничества были изъяты и отведены земельные участки Винтайскому машиностроительному заводу для коллективного садоводства рабочих и служащих 2,92 га, 3,2 га и земельный участок истицы, являющейся членом СНТ «Н.А. ВМЗ», находится в границах данного отвода, суд правильно признал несостоятельными, поскольку согласно сведениям геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС) по координатам, указанным в плане установления границ земельного участка истицы, подготовленном «Б», испрашиваемый земельный участок не входит в указанный отвод земельных участков.
Кроме того, судом правильно установлено, что спорный земельный участок с правовой точки зрения не существует как объект недвижимости и объект гражданских прав, поскольку в соответствии с п.п. 3,5 ст. 1 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета. Однако как видно из материалов дела кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлялся.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Виду того, что в базе данных территориального отдела № по состоянию на 1992-1998 г.г. информация о предоставлении Тарасовой Н.А. каких-либо земельных участков на территории г. Самары отсутствует (л.д. 14), иных сведений о предоставлении истице спорного земельного участка суду не предоставлено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания права собственности за истицей на указанный выше земельный участок.
Суд дал правильную оценку представленным доказательствам, нормам действующего законодательства и, правильно установив обстоятельства дела, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам в составе земель населенных пунктов, имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежит приватизации, учитывая, что истицей не представлено доказательств, подтверждающих возникновение ее гражданских прав и обязанностей на спорный земельный участок на основании закона или правового акта, а также учитывая, что земельный участок не существует как объект недвижимости и объект гражданских прав, пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Тарасовой Н.А. не имеется, в связи с чем правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая вышеизложенное судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным, и не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 12 января 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Тарасовой Н.А. – Лахай А.Б, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: