Судья: Мартьянова А.В. гр. дело № 33-2834/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Желтышевой А.И., Марушко Л.А.
С участием прокурора – Гуляевой Е.С.
При секретаре – Мучкаевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Администрации Железнодорожного района г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18 января 2011 года, которым постановлено:
«Признать недействительным распоряжение главы Администрации Железнодорожного района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ земельного участка, расположенного <адрес>.
Признать недействительным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ № от «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для использования под временный торговый павильон «Рыболов» на кадастровой карте соответствующей территории.
Признать недействительным Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>».
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и применить последствия недействительности сделки, а именно возвратить Министерству имущественных отношений Самарской области земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый номер №
Обязать ИП Зубкова Виталия Юрьевича устранить нарушение требований законодательства путём освобождения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от временного торгового павильона в течение 30 дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП Зубкова Виталия Юрьевича в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения представителя Зубкова В.Ю. – Тарантова А.Ф., представителя Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, подержавших доводы жалоб, возражения ГУ МЧС России по Самаркой области – Рябова П.В., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавших решение суда оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд с иском к ИП Зубкову В.Ю., администрации г.о. Самара, Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан, распоряжения главы администрации Железнодорожного района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ земельного участка», признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан, распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, освобождении земельного участка от временного торгового павильона.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в процессе проведения которой установлено, что распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ предпринимателю ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок для установки временного торгового павильона <адрес>. Данный торговый павильон по договору купли-продажи передан ФИО1 в собственность ИП Зубкова В.Ю. На основании распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён проект границ земельного участка, расположенного <адрес> для предоставления земельного участка в аренду под установку временного павильона «Рыболов».
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения названного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № индивидуальному предпринимателю Зубкову В.Ю. предоставлен в аренду земельный участок из земель населённых пунктов общей площадью 18 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес> под временный торговый павильон «Рыболов».
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № между ИП Зубковым В.Ю. и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного <адрес>.
В настоящее время на названном земельном участке расположен торговый павильон «Рыболов», принадлежащий ИП Зубкову В.Ю.
Земельный участок, на котором расположен торговый павильон, принадлежащий ИП Зубкову В.Ю., является проездом для пожарных машин и пожарной техники. Размещение земельного участка на пожарном проезде нарушает Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 313.
В соответствии с п. 23 названных Правил, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
Соблюдение Правил пожарной безопасности необходимо в целях безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил).
Таким образом, обжалуемее распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № главы администрации Железнодорожного района г. Самара и распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Приказ Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, приняты с нарушением правил пожарной безопасности и подлежат отмене, как незаконные.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства истец просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
Администрация Железнодорожного района г.о. Самара в кассационной жалобе просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, Министерство имущественных отношений Самарской области в кассационной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения требований о признании недействительным приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», а также в части признания недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и применения последствия недействительности сделки, а именно возврата Министерству имущественных отношений Самарской области земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. поскольку считает в этой части его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ст. ст. 13 ГК РФ п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и
нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Судом установлено, что на основании распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ предпринимателю ФИО1 был предоставлен в аренду без права выкупа сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 70,0 кв.м. для установки, временного торгового павильона <адрес> согласно прилагаемой схеме (л.д. 28).
Как следует из материалов дела, впоследствии предпринимателем ФИО1 был установлен временный объект - павильон площадью 70 кв.м., о чем составлен Акт приемки в эксплуатацию временного объекта мелкорозничного торгового (бытового) обслуживания населения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), согласно которому комиссия посчитала предъявленный объект принятым в эксплуатацию.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и комитетом по управлению имуществом г. Самары был заключен Договор аренды № земельного участка площадью 70,0 кв.м. по адресу: <адрес> под установку временного павильона (л.д. 108-110).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ответчиком ИП Зубковым В.Ю. был заключен договор купли-продажи торгового киоска площадью 18,0 кв.м. под торговлю, расположенного в торговом модуле по адресу: <адрес> (л.д. 27). Земельный участок предоставлен продавцу на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, между сторонами был подписан Акт приема-передачи киоска в торговом модуле (л.д. 27об).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что для правильного разрешения настоящего спора, необходимо установить место расположения границ земельного участка, предоставленного ИП ФИО1 и место расположения границ земельного участка, на котором в настоящее время находится торговый павильон, принадлежащий ИП Зубкову В.Ю.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При установлении указанного факта суд правомерно руководствовался положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ.
Также судом установлено, что истцом в обоснование заявленных требований представлено заключение кадастрового инженера, выполненное ООО «Самарское земельное проектное бюро», согласно которому земельный участок под торговым павильоном ИП Зубкова, границы которого утверждены распоряжением главы администрации Железнодорожного района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, не совпадают с границами земельного участка, который был предоставлен ИП ФИО1 распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, а также на основании Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, из плана-схемы размещения торговых павильонов и расположения проездов на автостанции «Аврора», являющейся приложением к заключению кадастрового инженера, следует, что земельный участок, который был предоставлен в 2005 году ИП ФИО1 не находился в пожарном проезде, временный торговый павильон, возведённый ИП ФИО1 занимал часть тротуара, выделенного бордюрным камнем (л.д. 105). Границы земельного участка, утвержденные ИП Зубкову В.Ю. на основании распоряжения главы администрации Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ №, расположены на территории пожарного проезда (л.д. 105).
В ходе рассмотрения дела был допрошен в качестве специалиста представитель ООО «Самарское земельное проектное бюро» ФИО2, который пояснил, что при определении координат кадастровый инженер использовал привязку к неподвижным объектам, расположение которых совпадает как в плане (схеме) на которой утверждены границы земельного участка распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, так и на плане (схеме) на которой утверждены границы земельного участка распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности таким объектами являлись автобусная остановка, канализационный колодец и т.п.
Суд правомерно принял во внимание заключение кадастрового инженера, выполненное ООО «Самарское земельное проектное бюро», допустимым доказательством, поскольку исследование проводилось организацией, обладающей необходимой лицензией и специалистом, обладающим специальными знаниями.
Согласно заключению Самарского филиала научно-исследовательского института Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности (НИИ ВДПО ОПБ) № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории, занимаемой торговым павильоном ООО «Эос», согласно представленной документации должен находиться второй выезд с территории автостанции МП г.о. Самара «Пассажирский автомобильный транспорт». Отсутствие второго проезда на территории автостанции, существенно влияет на безопасность находящихся на территории людей, и создает потенциальную угрозу при возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 72).
Из технического паспорта автостанции «Аврора» (л.д. 216-223), схемы организации движения на (с) автостанции «Аврора» согласованной в отделения ДН ОГИБДД УВД по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что к территории автостанции «Аврора» должно быть два пожарных проезда (л.д. 224).
В соответствии с письмом МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 71), в связи с имеющимися проездами, подтвержденными экспликацией зданий и сооружений, для обеспечения проезда пожарной техники было предусмотрено два пожарных проезда: один при выезде <данные изъяты>, второй проезд при выезде на <данные изъяты>. После проведенной проверки ОГПУ Железнодорожного района стало известно, что на месте второго проезда установлены два торговых павильона, один из которых принадлежит ИП Зубкову В.Ю., второй пожарный проезд не возможно использовать для обеспечения проезда на территорию автостанции «Аврора» пожарной техники.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № по топографическим материалам Департамента и представленным документам, земельный участок, напротив <адрес> в г.о. Самара, границы которого утверждены распоряжением администрации Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в границах красных линий <адрес>, занимает территорию общего пользования. Предоставление земельного участка, являющегося частью территории общего пользования, в единоличное пользование нарушает права неограниченного круга лиц (л.д. 116).
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному о том, что земельный участок, границы которого утверждены оспариваемым распоряжением главы администрации Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ №, находится на территории общего пользования, на пожарном проезде, которая необходима для осуществления проезда на (с) автостанцию «Аврора», в том числе для осуществления проезда специальной пожарной техники и машин.
Кроме того, суд обоснованно указал, что предоставление в аренду земельного участка, расположенного в местах общего пользования противоречит градостроительному законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Судом установлено, что земельный участок, границы которого утверждены распоряжением главы Администрации Железнодорожного района г. Самара ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 116) находится в местах общего пользования.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что распоряжение главы администрации Железнодорожного района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует требованиям градостроительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара о признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан указанного распоряжения, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Конституция РФ (пп. "в" п. 1 ст. 72) определяет, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пункте 3 ст. 2 Земельного Кодекса закреплено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Пунктом 1 ст. 34 Земельного Кодекса РФ определены обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении.
Статьей 10 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД «О земле» установлен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Судом установлено, что во исполнение указанного выше Закона Правительством Самарской области принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара», которым утверждены Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - «Порядок») и Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - «Регламент»).
В соответствии с п. 2.1. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № к настоящему Порядку. Пунктом 2.2. Порядка установлено также, что в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № определены уполномоченные органы местного самоуправления в городском округе Самара по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В соответствии с указанным постановлением уполномоченными органами по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий являются Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара - по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами) (п. 1.1. указанного Постановления) и Департамент управления имуществом г.о. Самара по земельным участкам, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц (п. 1.3. указанного Постановления).
Таким образом, суд обоснованно указал, что первый заместитель Главы г.о. Самара не является органом местного самоуправления или должностным лицом, уполномоченным на утверждение схем расположения земельных участков.
В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для использования под временный торговый павильон «Рыболов» на кадастровой карте соответствующей территории» является незаконным.
Министерством имущественных отношений Самарской области, не располагая необходимыми и достаточными сведениями, был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ИП Зубкову В.Ю.
При наличии нарушений процедуры предоставления земельного участка, а также установив факт нахождения указанного земельного участка на территории общего пользования, которая должна использоваться в качестве проезда для пожарных машин и техники, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора <адрес> г.о. Самара о признании не соответствующими закону Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с положениями ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.
Судом установлено, что на основании исследованных доказательств, земельный участок был предоставлен ответчику с существенным нарушением порядка, установленного земельным законодательством.
Как следует из акта приёма-передачи оспариваемого договора аренды, земельный участок предоставлялся ИП Зубкову В.Ю. в аренду под временный торговый павильон.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что размещение на земельный участке торгового павильона «Рыболов» ИП Зубкова В.Ю., нарушает п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 313, в соответствии с которым дороги, проезды 2 подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда своободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Вместе с тем, соблюдение Правил пожарной безопасности необходимо в целях безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил).
Учитывая изложенное, суд правомерно указал, что оспариваемый договор аренды противоречит основам законности, правопорядка, нравственности и фактически ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 169 ГК РФ является ничтожным.
Как установлено п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с п. 3 ст. 12 ГК РФ защита прав осуществляется, в том числе путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что для восстановления прав населения г.о. Самара, неопределенного круга лиц, ИП Зубков обязан устранить нарушение требований пожарной безопасности и освободить занимаемый им земельный участок, необходимый для проезда пожарной техники по адресу <адрес>, от временного киоска «Рыболов».
Суд также обоснованно не принял во внимание показания специалиста начальника отдела архитектуры администрации Железнодорожного района ФИО3, поскольку представленная ею схема генплана, на основании которой согласованы границы земельного участка главой администрации Железнодорожного района, не соответствует схеме генплана, представленной по запросу суда Департаментом управления имущества г.о. Самара, являющейся неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд правомерно взыскал с ИП Зубкова В.Ю. в доход государства государственную пошлину в размере 4000 руб., от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.
Доводы кассационных жалоб не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным мотивам.
Судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, дана правильная оценка представленным доказательствам, суд правильно установил все обстоятельства дела и постановил обоснованное и законное решение суда.
Оснований для отмены решение суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18.01.2011 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Железнодорожного района г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: