О восстановлении нарушенных пенсионных прав



Судья: Сафонова Л.А. № 33-2939

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Лазарева Н.А.

Судей Елистратовой Е.В., Марушко Л.А.

При секретаре Самодуровой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Чесновой В.Н. – Гуляковой Е.В. на решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 07.02.2011 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Чесновой В.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.о. Тольятти о восстановлении нарушенных пенсионных прав (перерасчете пенсии и взыскании недовыплаченной пенсии) - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения Чесновой В.Н. в поддержание кассационной жалобы, возражения представителя УПФ РФ в Автозаводском районе Козель С.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чеснова B.H. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФ РФ о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

В заявлении указала, что 04.09.1961 года ей была оформлена трудовая книжка.

Льготная пенсия по старости назначена с 05.01.1995 года, в связи с тем, что она отработала на производстве в должностях вредных для здоровья более 10 лет, а именно 20 лет 8 месяцев 29 дней.

В связи с принятием нового ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01 января 2002 года ответчиком был сделан перерасчет пенсии. Однако при перерасчете пенсии и оценке пенсионных прав были проведены расчеты не в соответствии с законодательством, поскольку необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в Постановлении Правительства от 11.07.2002 года №.

В тоже время согласно позиции Конституционного Суда РФ исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).

В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые зачитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). При определении размера пенсии - т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан ли застрахованным лицом на 01.01.2002 года общий или специальный стаж полностью или частично. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии.

Таким образом, если при конвертации пенсионных прав используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Если же стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (при этом может применяться порядок подтверждения общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях) и в него засчитываются все периоды, которые предусматривались Законом РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № (за исключением его ст. 7 - без применения индивидуального коэффициента пенсионера), т.е. с учетом положений ст. 16 и 17, а также ст. 18 указанного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 и пп. 7-13 п. 1 ст. 28 ФЗ №!73-Ф3. В случае правильного применения Закона страховая часть пенсии у льготников будет больше, чем у тех, кому пенсию рассчитали на общих основаниях. Таким образом, при перерасчете пенсии истицы и оценке ее пенсионных прав, УПФ РФ должен был руководствоваться Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

По мнению истицы на сегодняшний день размер ее пенсии должен составлять 7.654,15 рублей.

В силу п. 2 ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Истица просила суд обязать УПФ РФ произвести ей расчет пенсии на основании представленного ею расчета пенсии, обязать УПФ РФ с 01.01.2002 года произвести расчет пенсии с учетом последующих индексаций базовой и страховой частей пенсии, обязать УПФ РФ выплатить всю сумму не выплаченной ей пенсии за период с 01.01.2002 года.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

Чеснова В.Н. просит указанное решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что в связи с вступлением в законную силу 01.01.2002 года ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» УПФ РФ сделан перерасчет пенсии Чесновой В.Н.

При этом, размер пенсии Чесновой В.Н. был исчислен по наиболее выгодному варианту - с учетом стажевого коэффициента и суммы валоризации, исходя из специального (льготного по Списку № ) стажа 20 лет.

Между тем, истица не согласилась с данным расчетом 28.05.2010 года обратилась в УПФ РФ с заявлением об устранении нарушения её пенсионных прав и применении валоризации из общего трудового стажа - 29 лет.

Согласно ответа УПФ РФ в Автозаводском районе г.о. Тольятти от 11.06.2010 года, истице разъяснено, что исчисление пенсии произведено по наиболее выгодному варианту - из продолжительности специального стажа, пенсионные выплаты установлены и выплачиваются правильно.

Также было разъяснено, что в случае применении валоризации из общего трудового стажа - 29 лет размер пенсии может уменьшиться.

Однако 02.09.2010 года истице обратилось повторно в УПФ РФ с заявлением о применении валоризации из общего трудового стажа - 29 лет, указав в нем, что с уменьшением размера пенсии и условиями перерасчета - согласна.

Таким образом, ответчиком был сделан перерасчет пенсии истицы с учетом её общего стажа, в связи с чем, размер пенсии истицы уменьшился на 400 рублей.

Истица в обоснование своих доводов о незаконности произведенного УПФ РФ расчета пенсии, ссылается на то, что ответчик неправильно применил в отношении нее величину Т, установленную п.1 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Суд первой инстанции правильно посчитал данные доводы несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм закона.

В соответствии с п. 1 ст. 32 указанного Закона при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости начиная с 01.01.2002 года, величина Т, предусмотренная п. 5 ст. 14 указанного Закона, устанавливается продолжительностью 12 лет или 144 месяца и ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет, а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет или 228 месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 32 предусматриваются правила определения страховой части трудовой пенсии по старости тем гражданам, которым пенсия по старости устанавливается досрочно (ст. 27, 28 указанного Закона). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости для таких граждан до 01.01.2013 года такой же, как и для других граждан.

В связи с чем, как правильно указано судом, положения п. 2 ст. 32 указанного Закона не распространяются на истицу, так как ей была назначена пенсия до 01.01.2002 года, и при оценке пенсионных прав применялась величина Т, равная 144.

Пункт 1 ст. 32 указанного Закона откладывает введение величины Т, которая была установлен п. 5 ст. 14 указанного Закона в размере 19 лет или 228 месяцев до 01.01.2013 года.

Суд пришел к правильному выводу о том, что УПФ РФ обоснованно применил величину Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный 144 месяцам.

Положение п. 5 ст. 30 указанного Закона распространяется только на тех граждан, которым по состоянию на 31.12.2001 года были установлены пенсии в повышенном размере (ст. 110 Закона РФ от 20.11.1990 года №). Истица к данной категории не относится, и поэтому не имеет права на получение пенсии в повышенном размере.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения данного гражданского дела 22.12.2010 года истица вновь обратилась еще и в УПФ РФ с заявлением о перерасчете её пенсии уже с учетом специального трудового стажа.

Как усматривается из материалов дела, истица произвела расчет размера пенсии, установив его в сумме 7 654,15 рублей, полагая, что при перерасчете её пенсии и оценке её пенсионных прав, УПФ РФ должен был руководствоваться Законом РФ от 20.11.1990 года № и «О государственных пенсиях в РФ», ФЗ от 17.12.2001 года № ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Истица также ссылается на то, что под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002 года, определенная в п.1 ст.27 и подпунктах 7-13 п.1 ст.28 ФЗ № 173-ФЗ.

Суд правомерно не принял во внимание данные доводы, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 указанного Закона в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 указанного Закона.

В соответствии с п. 9 ст. 30 указанного Закона конвертация (преобразование) пенсионных прав для лиц, которым была назначена досрочная трудовая пенсия может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 ст. 30 указанного Закона, с применением вместо общего трудового стажа - стажа на соответствующих видах работ.

Оценка пенсионных прав истицы осуществлялась по стажу на соответствующих видах работ, который составляет 20 полных лет. В соответствии с п. 3 ст. 30 указанного Закона стажевый коэффициент составляет СК = 0,7 (0,55 - за требуемые 5 лет специального стажа для женщин, достигших возраста 53 года + 0,15 - за 15 лет специального стажа, отработанного сверх требуемых 5 лет).

В соответствии с п. 3 ст. 30 названного Закона стажевый коэффициент составляет СК = 0,64 (0,55 - за требуемые 20 лет общего стажа для женщин + 0,09 - за 9 лет общего стажа, отработанного сверх требуемых 20 лет).

Таким образом, при осуществлении пенсионных прав с применением специального стажа стажевый коэффициент составляет СК = 0,7, а при осуществлении пенсионных прав с применением общего трудового стажа стажевый коэффициент составляет СК = 0,64, т.е. оценку пенсионных прав выгодно осуществлять с применением специального стажа.

Судом установлено, что фактически УПФ РФ производил начисление пенсии Чесновой В.Н. в соответствие с выбором истицы по её заявлениям, то из расчета общего стажа, то из расчета специального стажа.

При этом, судом правильно указано, что действующим законодательством не предусмотрено исчисление стажевого коэффициента в общей сложности и из общего трудового стажа и из специального стажа, как рассчитывает в настоящее время истица.

Согласно п.4 ст. 30.1 ФЗ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Ссылку истицы на Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П суд правильно посчитал необоснованной, поскольку относится к иной категории пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера.

Кроме того, как установлено судом, в настоящее время на основании заявления о перерасчете размера пенсии от 22.12.2010 года истице произведен расчет трудовой пеней с учетом специального стажа.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что расчет пенсии истицы произведенный ответчиком является законным и обоснованным, в связи с чем, суд правильно отказал истице в удовлетворении ее требований о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

Доводы, указанные в кассационной жалобе являлись предметом исследования и проверки в судебном заседании суда первой инстанции и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 07.02.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Чесновой В.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: