О постановке на учет для получения жилья



Судья: Гороховик О.В. гр. дело № 33-2959/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.

Судей: Сокол Т.Б., Николаевой Н.М.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Трихачева А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.01.2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Трихачеву А.Н. отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения Кудинова Е.А., представляющего интересы Трихачева А.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Трихачев А.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самары о признании нуждающимся в получении жилого помещения, о постановке на учет для получения жилой площади.

Требования мотивированы тем, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. В 1990 году был переведен в Туркестанский военный округ. После распада СССР военнослужащие, направленные в Туркестанский военный округ, не были возвращены на территорию Российской Федерации и фактически он оказался в составе Вооруженных сил Республики Узбекистан. В 1998 году после увольнения с военной службы Администрацией г.о. Самара истец признан нуждающимся в жилье как ветеран боевых действий в Афганистане, поставлен на соответствующий учет. Вместе с тем, ему было отказано в признании нуждающимся в жилье как военнослужащего, уволенного в запас, и постановке в льготную очередь со ссылкой на п. 10 Правил учета военнослужащих. Отказ считает незаконным, поскольку не принимал присягу на верность Узбекистану, является офицером Вооруженных Сил СССР, чья выслуга составляет более 20 лет.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать его нуждающимся в получении жилья, как военнослужащего, уволенного с военной службы, обязать ответчиков поставить его на очередь для обеспечения жильем, как военнослужащего, уволенного с военной службы с выслугой более 20 лет.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Трихачев А.Н. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

На основании ст. 15 Закона РФ «О военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу пп. «в» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).

Исходя из Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, государствами-участниками подписано Соглашение «Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ».

Ст. 3 Соглашения предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.

Государство-участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, указанные в настоящей статье, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства-участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или, если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись.

Порядок и сроки приобретения указанных жилых помещений определяются правительствами государств-участников на двусторонней основе.

Данное соглашение подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики.

С Республикой Узбекистан какие-либо межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ подписаны не были.

Таким образом, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию России из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24.12.1992г. право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные деньги.

Судом установлено, что на основании приказа Министра обороны Республики Узбекистан № от ДД.ММ.ГГГГ Трихачев А.Н. уволен с военной службы в запас по п. «А» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных сил (по возрасту) и направлен для постановки на учет в Красноглинский РВК г. Самары.

Решением администрации Красноглинского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Трихачев А.Н. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список очередности граждан, состоящих на учете в целях получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Номер Трихачева А.Н. в указанном списке по г.о. Самара на 01.04.2009 – №.

Кроме того, Трихачев А.Н. состоит в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», его номер в льготной очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 01.01.2010 – №.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что Трихачев А.Н., как уволенный с военной службы из вооруженных сил Республики Узбекистан после 31.12.1994 года, при переезде на постоянное место жительства на территорию РФ и при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем лишь на общих основаниях, предусмотренных законодательством России, а не как гражданин, уволенный с военной службы.

Доводы кассационной жалобы о том, что предметом судебного разбирательства являлись иные правоотношения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.01.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Трихачева А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: