Об обязании перерасчета денежного содержания для расчета доплаты к трудовой пенсии, взыскании недополученной доплаты к трудовой пенсии



Судья: Соковых В.В. №33-3111

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 апреля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Книстяпиной Н.А.

Судей Лазарева Н.А., Желтышевой А.И.

При секретаре Самодуровой А.И.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Беловой Е.П. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 21 февраля 2011 года, которым постановлено: « В иске Беловой Е.П. к Управлению социальной защиты населения администрации г.о.Чапаевск, администрации г.о.Чапаевск, Финансовому управлению администрации г.о.Чапаевск об обязании перерасчета денежного содержания для расчета доплаты к трудовой пенсии, взыскании недополученной доплаты к трудовой пенсии, компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения Беловой Е.П. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя администрации г.о. Чапаевск – Киселевой Д.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Белова Е.П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г.о.Чапаевск (далее УСЗН), Администрации г.о.Чапаевск, Финансовому управлению администрации г.о.Чапаевск об обязании перерасчета денежного содержания для расчета доплаты к трудовой пенсии, взыскании недополученной доплаты к трудовой пенсии.

В обоснование требований указала, что с 01.11.1991 г. по 19.03.1992 г. работала специалистом второй категории <данные изъяты>. С 19.03.1992 г. отдел был преобразован в <данные изъяты> где она работала до 20.10.2000 г. ведущим специалистом.

20.10.2000 г. приказом председателя <данные изъяты> от 19.10.2000 г. № была уволена с должности ведущего специалиста (старшая муниципальная должность) в связи с уходом на пенсию.

Распоряжением Главы администрации г.Чапаевска от ДД.ММ.ГГГГ ей установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии исходя из 25-ти летнего стажа государственной службы, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% месячного денежного содержания в размере 2 661 руб.

Указала также, что 30.06.2000 г. постановлением Главы администрации г.Чапаевска утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, занимающим должности, предусмотренные Реестром муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в г. Чапаевске. В соответствии со ст.4.2 Порядка, ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости устанавливается пожизненно.

В соответствии со статьей 3.5 размер денежного содержания при исчислении ежемесячной доплаты к государственной пенсии, индексируется соответственно изменению должностного оклада по соответствующей должности, при этом согласно абз.4,5 ст.4.3 размер денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии, увеличивается пропорционально увеличению денежного содержания лиц, занимающих муниципальные должности. Перерасчет ежемесячной доплаты к государственной пенсии производится с первого числа месяца следующего за месяцем увеличения должностного оклада.

Распоряжением главы администрации г.Чапаевска № от 26.12.2000 г. утвержден порядок увеличения должностных окладов муниципальным служащим г.Чапаевска, в результате чего оклады увеличились в разы, однако ответчиком не было учтено данное повышение, в результате чего по её расчету задолженность по недополученным доплатам к пенсии за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г. ( с учетом срока исковой давности) составила 135386 руб., которую просит взыскать с УСЗН администрации г.о. Чапаевск, а также произвести перерасчет размера денежного содержания для расчета доплаты к трудовой пенсии.

Кроме того, ссылаясь на то, что в результате неправомерных действий ответчиков у неё ухудшилось состояние здоровья, просит взыскать с УСЗН в счет возмещения морального вреда 50000 рублей.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Белова Е.П. просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по возрасту (ст.39 ч.1), определяет условия и порядок реализации данного конституционного права. В том числе установление видов пенсий и доплат и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, относит эти правоотношения к компетенции законодателя (ч.2 ст. 39).

Действующим нормативным актом, которым изначально было рекомендовано производить доплату к пенсиям служащих субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим является Указ Президента РФ от 16.08.1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральной, государственной гражданской службы».

Пунктом 10 данного Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать соответствующие социальные гарантии (доплаты) с учетом положений Указа за счет собственных средств.

На основании ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г., правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция РФ, а также поименованный закон и другие законы, иные нормативные акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты.

Согласно ст.4 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» одним из основных принципов муниципальной службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина, правовая и социальная защищенность муниципальных служащих. При этом законом устанавливается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая в том числе обеспечивается соотносимостью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.

Статьей 11 Закона установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Статья 23 Закона гарантирует муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, а ст.24 устанавливает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права гражданского служащего, установленные Федеральными законами и законами субъекта РФ. При этом определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу поименованного выше Законе «Об основах муниципальной службы в РФ» (ст. 18).

Правоотношения муниципальной службы на территории Самарской области регулируются Законом Самарской области № 96-ГД, который в том числе устанавливает соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы, а ст. 12 подтверждает введенное Самарской областью с 12.05.2005 г. право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в порядке и на условиях, предусмотренных данным Законом и уставами муниципальных образований. Статьи 13 и 15 определяют категорию лиц имеющих право на доплату к пенсии, размер этой доплаты, предельную величину. Статья 23 Закона предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные акты в соответствии с поименованным Законом.

В соответствии с Законом Самарской области № 19-ГД от 13.03.2001 г., принятым в целях обеспечения социальной гарантии (в части пенсионного обеспечения) лицам, замещавшим государственные должности в Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области, устанавливает обязательность выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии для указанной категории лиц, в том числе при условии увольнения со службы по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из материалов дела следует, что с 01.11.1991 г. по 18.03.1992 г. Белова Е.П. работала специалистом <данные изъяты> по управлению муниципальным имуществом.

19.03.1992 г. <данные изъяты> преобразован в <данные изъяты>, 19.06.1992 г. Белова Е.П. переведена специалистом первой категории <данные изъяты>, с 01.07.1992 г. переведена ведущим специалистом <данные изъяты>, 20.10.2000 г. уволена с должности ведущего специалиста (старшая муниципальная должность) Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Чапаевска по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

В соответствии с распоряжением Главы администрации г.Чапаевска № от 21.12.2000 г. (л.д.41) Беловой Е.П. с 19.10.2000 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии исходя из стажа государственной службы 25 лет, составляющая суммарно с учетом пенсии по старости 75 процентов месячного денежного содержания в размере 2 661 руб. в месяц.

Впоследствии сумма ежемесячной доплаты к пенсии истицы менялась в связи с увеличением размера пенсии и увеличением размера должностных окладов муниципальных служащих г.о.Чапаевск.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что начиная с 2002 г. по 2008 г. включительно должностные оклады муниципальных служащих г.о.Чапаевск неоднократно ( семь раз) повышались на основании постановлений Главы администрации г.Чапаевска.

Из материалов дела следует также, что в 2009 году, в связи с прекращением выплаты доплат к пенсии, Белова Е.П. обращалась в суд с иском.

Решением Чапаевского городского суда от 12.10.2009 г. за ней признано право на доплату к пенсии, возобновлены выплаты доплат с 01.08.2009 г. и в её пользу взыскана задолженность по доплатам за период с июля 2006 г. по август 2009 г. в размере 133 237 рублей.

При вынесении решения и определении размера задолженности по доплатам к пенсии Беловой Е.П. были учтены все повышения размеров должностных окладов муниципальных служащих г.Чапаевска от которых зависит размер доплат к пенсиям бывших муниципальных служащих.

В обоснование требований об обязании перерасчета размера денежного содержания для расчета доплаты к трудовой пенсии и взыскании задолженности по недополученным доплатам, истица ссылалась на не учтённое ответчиками при расчете (индексации) доплат к её пенсиям распоряжение главы администрации г.Чапаевска № от 16.12.2000 г., которым по её мнению, были увеличены должностные оклады муниципальных служащих г.Чапаевска. При этом на основании её собственного расчета просила взыскать задолженность по недополученным доплатам к пенсиям за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. (3 года) в сумме 135 386 руб.

Суд отказывая Беловой Е.П. в удовлетворении требований, правильно признал её доводы несостоятельными, поскольку распоряжением главы администрации г.о.Чапаевск № 458 от 16.12.2000 г. было утверждено Положение о порядке определения должностных окладов муниципальных служащих г.Чапаевска. При этом каких-либо указаний (сведений), распоряжений об увеличении с 01.01.2001 г. размера должностных окладов муниципальным служащим данный акт не содержит, а лишь регламентирует порядок расчета должностных окладов муниципальных служащих на 2001 г. исходя из средней арифметической заработной платы по г.Чапаевску за октябрь 2000 г. и бюджета прожиточного минимума по Самарской области.

Данные обстоятельства подтвердила свидетель ФИО1 (ведущий специалист отдела бухгалтерии КУМИ администрации г.о.Чапаевск), из показаний которой следует, что в 2000 году производился перерасчет должностных окладов муниципальных служащих, однако распоряжений администрации г.о.Чапаевск о повышении должностных окладов не издавалось, повышение окладов не производилось.

При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что у ответчиков не имелось правовых оснований для увеличения размера доплаты к трудовой пенсии истицы в связи с принятием распоряжения главы г.о.Чапаевск № 458 от 16.12.2000 г. в соответствии с действовавшим на тот период времени Порядком назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в г.Чапаевске.

Поскольку судом не установлено, что виновными действиями ответчиков истице причинены нравственные или физические страдания, каким-либо иным образом нарушены её нематериальные блага, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отказал ей в требованиях о компенсации морального вреда.

Доводы Беловой Е.П. в жалобе на неправильность постановленного решения являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям. Доводы жалобы повторяют доводы, указанные в иске.

Ссылка на справку от 21.01.2011г. ( л.д.115) выданную главным бухгалтером Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск о том, что в течении в 2001 года в организации повышались должностные оклады, основанием для отмены решения суда и удовлетворения иска Беловой Е.П. не является, поскольку материалами дела подтверждено, что повышение должностных окладов в 2001 году муниципальным служащим г.о. Чапаевск в централизованном порядке не было.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 21 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Беловой Е.П. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: