Оспаривание отказа МИО.



Судья: Косенко Ю.В. гр.д.№33-2335/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Решетняк М.А.,

судей: Балыкиной Г.В., Захарова С.В.,

при секретаре Потякиной М.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Меняйленко Е.И. и Овчинникова С.А. в лице представителя по доверенности Кондрашкиной И.В. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 декабря 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Меняйленко Евгения Ивановича, Овчинникова Сергея Анатольевича отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Меняйленко Е.И. и Овчинникова С.А. – Кондрашкиной И.В. (по доверенности) в поддержание жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ Меняйленко Евгений Иванович и Овчинников Сергей Анатольевич обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, занимаемого принадлежащим им нежилым помещением, в собственность за выкуп.

В обоснование требований ссылались на то, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, занимаемого нежилым зданием с прилегающей территорией, расположенным по адресу: <адрес>. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало им в предоставлении земельного участка по тем мотивам, что часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях, в связи с чем, является территорией общего пользования. Считают отказ незаконным, поскольку красные линии проходят по части принадлежащего им на законных основаниях здания, введенного в эксплуатацию в 1958 году.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Меняйленко Е.И. и Овчинникова С.А. в лице представителя по доверенности Кондрашкиной И.В. просят решение суда отменить как необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд согласился с доводами Министерства об отсутствии оснований для предоставления земельного участка по тем мотивам, что часть его относится к территории общего пользования.

Вместе с тем, в силу ч.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

При этом п.11, п.12 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, а именно: красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно ч.1 ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч.2-5 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, занимаемого принадлежащим им нежилым зданием с прилегающей территорией, которое расположено по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало им в предоставлении земельного участка по тем мотивам, что часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях, в связи с чем, является территорией общего пользования.

При этом, перечисленные выше требования закона, а также правоустанавливающие документы на нежилое здание, через которое проходят красные линии, материалы землеустроительного дела, свидетельствующие о предоставлении испрашиваемого земельного участка и о его использовании с 1992 года, Министерством при рассмотрении заявления Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. оставлены без внимания и не исследованы.

При таких обстоятельствах отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Меняйленко Е.И. и Овчинникову С.А. испрашиваемого земельного участка по заявленным в нем мотивам не основан на законе.

Одновременно, оснований для рассмотрения в рамках ч.1 ст.258 ГПК РФ вопроса о понуждении к предоставлению испрашиваемого земельного участка в судебном порядке не имеется до рассмотрения Министерством заявления Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. по существу.

В соответствии со ст.361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судебная коллегия считает возможным решение суда отменить, заявление Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. удовлетворить: признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Меняйленко Е.И. и Овчинникову С.А. земельного участка по заявленным в нем мотивам незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области принять решение по заявлению Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. с учетом представленных документов в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 декабря 2010 года отменить, заявление Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. удовлетворить: признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Меняйленко Е.И. и Овчинникову С.А. земельного участка по заявленным в нем мотивам незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области принять решение по заявлению Меняйленко Е.И. и Овчинников С.А. с учетом представленных документов в соответствии с требованиями закона.

Председательствующий

Судьи: