По иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ММУ и Администрации г.Самара о признании бездействия незаконным.



Судья Бакаева Ю.В. гр. дело № 33-3331/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Сорокиной Л.А., Гороховика А.С.

с участием прокурора Шабановой Ю.Н.

при секретаре Потякиной М.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента Здравоохранения Администрации г.Самары на решение Промышленного районного суда г.Самары от 4 марта 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать ММУ Детский санаторий «Здоровье», Администрацию городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния ММУ Детского санатория «Здоровье», расположенного по адресу: г. Самара, <адрес>, в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно: по оборудованию игровых площадок, освобождении пожарного проезда.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., пояснения представителя ММУ Детский санаторий «Здоровье» - Кабаевой М.Н., представителя Департамента Здравоохранения г.Самара– Шамаиловой А.А. (по доверенности от 25.01.2011г.), представителя Администрации г.Самары–Серповой А.В. (по доверенности от 2.11.2010г.), представителя ДУИ г.Самара –Балуевой Ю.С., (по доверенности от 2.10.2010г.) поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Промышленного района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ММУ детский санаторий «Здоровье», Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, в котором просил признать бездействие ответчиков незаконным, обязать ответчиков устранить в ММУ «Здоровье» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований указав, что Прокуратурой Промышленного района г. Самары в ММУ ДС «Здоровье» была проведена проверка соблюдения ММУ ДС «Здоровье» требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что ММУ «Здоровье» не соблюдаются в полной мере нормы и требования данного законодательства.

Согласно Уставу ММУ ДС «Здоровье» учредителем данного учреждения является Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самара.

2

Администрацией городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности не осуществляется.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков и обязать устранить в ММУ «Здоровье» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, и выполнить в учреждении ряд мероприятий, а именно: оборудовать игровые площадки; оборудовать санитарные узлы; при обеденных залах столовой установить умывальники из расчета 1 на 25 детей; провести внутреннюю отделку помещений групп №№ 2,5,6,7; провести ремонт изолятора, процедурного кабинета, лаборатории, ЦСО с установкой раковины в лаборатории, процедурном кабинете, ЦСО; обеспечить норму площади на 1 ребенка дошкольного и школьного возраста не менее 6 кв. м; заменить двухъярусные кровати на одноярусные; организовать доставку на пищеблок; провести испытания сети внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу; переработать планы эвакуации людей на случай возникновения пожара; в холле первого этажа пронумеровать огнетушитель; освободить пожарный проезд.

Впоследствии прокурор исковые требования поддержал только в части возложения обязанности на ответчиков оборудовать игровые площадки, освободить пожарный проезд. От остальной части исковых требований отказался. Отказ от иска принят судом, о чем вынесено определение.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Департамент Здравоохранения Администрации г.Самара просит решение суда отменить, считая его необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 10 и п.1 ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69 «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 и ч.1 ст. 24 Федерального закона РФ от 20.03.1999г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ФЗ № 122-ФЗ от 24.08.2004г. «О внесении изменений в

3

законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а также обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных учреждений.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара, к вопросам местного значения городского округа Самара относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара, контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.

В соответствии с ч.1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Судом установлено, что в период с 01.12.2010г. по 10.12.2010г. Отделом надзорной деятельности Промышленного района г.о. Самара ГУ МЧС по Самарской области проведены мероприятия по контролю противопожарного состояния помещений санатория «Здоровье», расположенных по адресу: г. Самара, <адрес>. В результате проверки вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений, а именно: освободить пожарный проезд (основание: ППБ 01-03 п.23). Срок устранения данного нарушения установлен до 01.03.2011г.

Также Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области были проведены мероприятия по контролю (надзору) соблюдения требований санитарно -эпидемиологического законодательства ММУ Детский санаторий здоровье «Здоровье» по адресу: г. Самара, <адрес> Вынесено предписание № от 07.10.2010г., об устранении выявленных нарушений, а именно: необходимости оборудования игровой площадки в соответствии с требованиями п. 2.6 СанПиН 42-125-4437-87. Срок устранения данного нарушения установлен до 20.08.2011г.

В соответствии с постановлением Главы г.о. Самара от 28.12.2007г. № ММУ Детский санаторий «Здоровье» является получателем средств бюджета городского округа Самара, подведомственных Департаменту здравоохранения Администрации г.о. Самара.

Согласно п. 1.3, 1.4 Устава МП ДС «Здоровье», учредителем данной организации является Управление здравоохранения г. Самары, относиться к муниципальной системе здравоохранения г. Самары и в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодека РФ является бюджетным учреждением.

В соответствии с п.п. 3.18- 3.20 Положения «О Департаменте здравоохранения Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 25.09.2008г. № 643, Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных медицинских учреждений городского округа Самара; разрабатывает

4

план капитального ремонта муниципальных медицинских учреждений городского округа Самара; проверяет сметную документацию на проведение реконструкции и ремонтных работ в муниципальной системе здравоохранения городского округа Самара, финансируемых за счет бюджета городского округа Самара.

Согласно п.3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о. Самара», утвержденным решением Думы г.о. Самара от 27.12.2007г. № 516, в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета г.о. Самара до 01 июня текущего года отраслевые (функциональные) органы Администрации г.о. Самара представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

Судом также установлено, что ММУ детский санаторий «Здоровье» неоднократно обращалось в Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара с заявками о проведении капитального ремонта помещений санатория, о финансировании на установку глухого забора по всему периметру санатория, о чем свидетельствуют соответствующие обращения от 09.09.2009г., 11.03.2010г., 23.11.2010г. (л.д. 114-116).

Сторонами не оспаривалось, что денежные средства на проведение вышеуказанных мероприятий ММУ детский санаторий «Здоровье» в настоящее время не выделены.

Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что Администрацией г.о. Самара, включающей в свою структуру Департамент здравоохранения, в нарушение требований законодательства допущено бездействие по обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований. В связи с этим обоснованно удовлетворив иск прокурора в части возложения обязанности на Администрацию г.о. Самара провести необходимые действия по устранению имеющихся нарушений.

Также судом установлено, что 24.10.2005 г. года между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (в настоящее время - Департамент управления имуществом) и ММУ «Здоровье» был заключен договор № о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления.

Согласно п.п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 договора № учреждение обязуется эффективно использовать полученное имущество в соответствии с целями своей дальности, заданиями собственника, назначением имущества и условиями договора; содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность, а также производить капитальный и текущий ремонт помещений и других основных фондов за счет средств, выделяемых учреждению по смете из бюджета города, а также за счет иных средств, учтенных в смете.

Пунктом 3.4 Устава ММУ «Здоровье» закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом, а именно: нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение установленных им правил хозяйственной деятельности, а также договорных, кредитных, расчетных обязательств; возмещать ущерб, причиненный нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции; обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что после получения рассматриваемого объекта недвижимости в оперативное управление, ММУ «Здоровье» взяло на себя обязательства по содержанию имущества в соответствии с

правилами и нормами технической эксплуатации, по обеспечению его сохранности,

5

производству ремонта помещений.

Суд установив, что срок устранения нарушений требований пожарной безопасности: оборудование пожарного проезда истек 01.03.2011г., а срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудование игровых площадок, истекает 20.08.2011г. суд пришел к правильному и обоснованному выводу о возложении на ММУ Детский санаторий «Здоровье» обязанности по проведению вышеуказанных мероприятий.

Доводы представителя Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара изложенные в кассационной жалобе о том, что суду в решении следовало определить сроки в которые необходимо устранить выявленные нарушения, не могут быть приняты во внимание, и служить основанием к отмене правильного по существу решения суда. Данные доводы получили в решении суда надлежащую оценку.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1. ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Промышленного районного суда г.Самары от 4 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-